Медиация в современном законодательстве

Под медиацией понимается способ разрешения споров с помощью посредника, основанный на добровольном согласии сторон на достижение взаимоприемлемого решения, закрепленного в соглашении. Несмотря на то, что медиация в настоящее время является одним из самых распространенных внесудебных способов урегулирования конфликтов в мире, детальное регулирование данный процесс в российском законодательстве получил сравнительно недавно.

В целях создания правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою деятельность, в том числе профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации), который вступил в силу с 01.01.2011.

Федеральным законом определены основные понятия и принципы проведения процедуры медиации, сферы применения процедуры медиации, установлены юридические последствия использования сторонами спора процедуры медиации, создана правовая база для деятельности медиаторов, определены основные требования к правовому положению медиаторов, их права и обязанности.

Однако, в других нормативных правовых актах, регулирующих процессуальную возможность применения процедур примирения и медиации, отсутствовала системность и единство возможности применения альтернативных способов урегулирования споров.

Представителями деловых кругов и объединений на состоявшейся 21.09.2017 встрече с Президентом Российской Федерации были высказаны пожелания о необходимости совершенствования примирительных процедур. По итогам указанной встречи 06.10.2017 утвержден Перечень поручений Президента Российской Федерации № Пр-2042, пунктом 2 которого поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании регулирования примирительных процедур (медиации), включая применение медиации при рассмотрении дел государственными судами.

В связи с этим и в целях более широкого внедрения в сферу осуществления правосудия способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе примирения, осуществляемого при содействии суда принят Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в действие 25.10.2019.

Данным Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в части возможности судьи, пребывающего в отставке, быть медиатором, судебным примирителем и дополнены полномочия советов судей субъектов Российской Федерации на ведения списков судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе. Эти изменения направлены на повышение привлекательности альтернативных процедур разрешения споров и укрепление профессиональными кадрами института медиации и судебного примирения.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 дополнены положениями о порядке удостоверения нотариусом медиативного соглашения, которое в соответствии с внесёнными изменениями в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является одним из видов исполнительного документа.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ вносятся изменения также и в Закон о медиации, которые касаются расширения сферы применения закона и дополнением требований к медиаторам, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе.

Изменения, внесенные в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, по своей сути, аналогичны между собой и касаются закреплению в кодексах порядка проведения примирительных процедур, их виды с учетом особенностей рассмотрения судами подведомственной категории дел. В целях предоставления сторонам максимальных возможностей по урегулированию спора в настоящее время предусмотрена гибкая и многоплановая модель содействия суда примирению сторон, которое может осуществляться в различных формах: переговоры, сверка документов, посредничество, медиация, судебное примирение. При этом возможно использование других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону. Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству сторон (стороны) или по предложению суда при согласии сторон. При этом если стороны пытались примириться до подачи иска в суд, в иске нужно будет указать, что именно было предпринято. К иску потребуется приложить подтверждающие эти действия документы, если они есть. Если действия по примирению совершал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на иск, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, могут ли стороны примириться. Законом закреплен широкий перечень возможных результатов

примирения, к которым могут прийти стороны в процессе примирительной процедуры, и он является открытым. К числу таких результатов относятся: мировое соглашение, заключаемое в отношении всех или части требований, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления), признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения и др. Если в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут взаимоприемлемого результата примирения, судебное разбирательство возобновляется.

Управление Минюста России по Ивановской области