Особенности регистрации земельных участков

При купле-продаже
Объект сделки в случае купли-продажи должен обязательно пройти
кадастровый учет, в ходе которого участку присвоен кадастровый номер.
При заключении договора купли- продажи земельного участка покупателю
необходимо удостовериться в том, что объект недвижимости действительно
принадлежит продавцу и что у него имеются надлежащим образом
оформленные правоустанавливающие документы на земельный участок (это
может быть старый договор купли-продажи, дарения, мены, нотариальное
свидетельство о наследстве и т. п.).
Для регистрации прав собственности на земельный участок необходимо
иметь следующие документы:
Заявление соответствующего образца,
Документ, удостоверяющий личность заявителя,
Если заявление подается вашим представителем – документ,
удостоверяющий личность представителя, а также доверенность на
представителя,
Договор с приложением акта приема-передачи земельного участка,
Нотариальное согласие супруга. Оно необходимо, если земельный
участок является совместно нажитым имуществом. Если земля была
подарена одному из супругов или унаследована им, она не является
совместно нажитым имуществом и нотариальное согласие супруга не
требуется.
Подтверждение уплаты государственной пошлины.
Если на земельном участке расположен дом, то право собственности на
каждый объект оформляется отдельно.
Если продаваемая недвижимость является долей в праве общей
собственности, то такая сделка подлежит нотариальному удостоверению,
поэтому при обращении к нотариусу продавец получит все нужные указания
(например, как соблюсти процедуру уведомления сособственников)
Исключения из указанного правила указаны в статье 42 Федерального закона
от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В
частности, в отношении земельных участков это сделки по отчуждению
долей в праве общей собственности на земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется
Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения»; сделки по отчуждению долей в праве
общей собственности, заключаемых в связи с изъятием недвижимого
имущества для государственных или муниципальных нужд.
При регистрации права собственности на унаследованный участок
Если у наследодателя право собственности было оформлено в соответствии с
законом и между наследниками нет спора, то процедура наследования не
сложная.
С 1 февраля 2019 года нотариус обязан самостоятельно отправить в
Росреестр документы на регистрацию права собственности наследника на
недвижимое имущество.
В случае, если свидетельство о праве на наследство было выдано ранее
указанной даты, наследнику необходимо подать в регистрационный орган
следующие документы:
свидетельство на наследство,
заявление по установленному образцу,
документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя,
доверенность на представителя, если документы подает
представитель заявителя,
подтверждение уплаты государственной пошлины.
Если продаваемая недвижимость является долей в праве общей
собственности
Сделка по продаже общей долевой собственности также подлежит
нотариальному удостоверению, поэтому при обращении к нотариусу
продавец получит все нужные указания (например, как соблюсти процедуру
уведомления сособственников).

Управление Росреестра по Ивановской области