Правовые итоги 2023 года

Уходящий год оказался плодотворным по многим критериям. За 2023 год было принято 694 закона, что является рекордным показателем. К слову, предыдущий был в прошлом году и составил 653 закона. Кроме того, в год 30-летия основного закона страны Конституционный Суд Российской Федерации вынес 60 постановлений, из которых в 27 решениях установлено несоответствие оспариваемых норм Конституции РФ.

Мы по традиции попросили экспертов оценить правовую ситуацию в стране и рассказать, чем, по их мнению, отметился 2023 год.

В этом материале:

Военная служба

Несмотря на то что частичная мобилизация была объявлена в сентябре прошлого года, одним из самых обсуждаемых вопросов по-прежнему остается военная служба. В 2023 году были внесены существенные изменения в законодательство о воинской обязанности и ряд иных актов, касающихся порядка воинского учета. В первую очередь, речь идет о Федеральном законе от 14 апреля 2023 г. № 127-ФЗ, которым введены электронные повестки (использовать их начнут с осеннего призыва 2024 года), реестры воинского учета и направленных повесток, а также временные меры для обеспечения явки граждан в военные комиссариаты. Пока что повестки гражданам направляются только в письменной форме (вручаются лично или направляются заказным письмом), но с появлением реестра повесток они будут также дублироваться в личных кабинетах реестра. Напомним, на портал госуслуг электронные повестки приходить не будут, туда будут направлены лишь уведомления о том, что повестка создана и размещена в реестре повесток. С учетом данных изменений поправки внесены:

Подробнее об изменениях, связанных с электронными повестками, можно почитать в нашем дайджесте.

Еще одним важным нововведением стало появление временных мер. С 14 апреля 2023 года в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» появилась отдельная статья 7.1. Она предусматривает для призывников запрет на выезд из страны со дня размещения повестки в реестре повесток, а также ряд иных временных мер для граждан, подлежащих воинскому учету. Среди них запрет на госрегистрацию физлиц в качестве ИП или самозанятых, ограничения на управление транспортными средствами, отказ в заключении кредитного договора или договора займа и запрет на регистрацию недвижимости или транспортного средства. По решению региональных властей могут быть введены и дополнительные временные меры в виде ограничений на получение льгот, выплат и других преференций. Меры применяются по истечении 20 календарных дней со дня неявки. С появлением реестров уведомления об их принятии тоже будет направляться в личный кабинет на портале госуслуг.

Эксперты отмечают, что в этом году были беспрецедентные изменения в сфере воинского учета. А именно существенно изменилась ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету (Федеральный закон от 31 июля 2023 г. № 404-ФЗ). Если ранее гражданину, который без уважительной причины не явился в военный комиссариат, грозил штраф в размере от 500 до 3 тыс. руб. или вовсе предупреждение, то с 1 октября 2023 года штраф составляет от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Кроме того, в отдельные составы правонарушений выделено несообщение различных сведений: об изменении семейного положения, образования, о переезде на новое место пребывания и т. д., о выезде из РФ на срок более шести месяцев, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания (ч. 2-4 ст. 21.5 КоАП). За уклонение от медицинского обследования теперь придется заплатить от 15 тыс. до 25 тыс. руб. (ранее – от 500 до 3 тыс. руб.), а за умышленную порчу документов воинского учета – от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ранее – от 500 до 3 тыс. руб.).

Для компаний эта тема тоже стала весьма актуальной, поскольку санкции для должностных лиц и организаций за нарушения обязанностей по воинскому учету тоже выросли в десятки раз. За непредставление в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на учет, штраф теперь составляет для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.), для организаций – от 350 тыс. до 400 тыс. руб. (ст. 21.1 КоАП РФ). Аналогичная ситуация и при неоповещении граждан о вызове их по повестке (ст. 21.2 КоАП РФ). Причем важный нюанс: не исключены ситуации, когда штраф будет назначен как организации, так и должностному лицу.

МНЕНИЕ

Александр Южалин, руководитель юридической практики в SuperJob:

«Изменение ответственности привело к повышенному вниманию со стороны работодателей к ведению воинского учета. Если раньше работодатели практически не стремились выполнять требование закона в части воинского учета, так как штрафы за данные нарушения были незначительными, то за последние 2-3 месяца можно наблюдать резкое увеличение количества работодателей, которые начали работу по ведению воинского учета и бронированию граждан в организациях.

Также важно отметить и изменения в самой системе ведения воинского учета в стране. Как и в других сферах, воинский учет постепенно переходит в цифровой формат. С текущего года уже предусмотрена возможность взаимодействовать работодателям с военкоматами в электронном формате, а военкоматы имеют возможность получать необходимые данные о гражданах из других органов путем межведомственного взаимодействия. Кроме того, в следующем году по поручению Президента РФ должен в полной мере заработать реестр воинского учета, который также должен изменить привычное представление о воинском учете в стране. Важно отслеживать изменения в законы, которые будут приняты в этой части в следующем году».


Похожей позиции придерживается и управляющий владелец группы компаний «Ваш Бухгалтер», основатель Центра Защиты Бизнеса Ирина Смирнова. «Для многих работодателей тема воинского учета будет важна и в следующем году, поскольку он будет также наполнен изменениями. С 2024 года на военную службу по призыву подлежат граждане РФ мужского пола от 18 до 30 лет [в 2023 году призыву подлежали граждане до 27 лет – ГАРАНТ.РУ], а это значит, что количество военнообязанных на предприятиях увеличится, вырастет и количество отчетности. Поэтому работодателям, чтобы не получить штраф, придется тщательнее следить за своевременным направлением сведений в военкоматы и органы местного самоуправления,» – пояснила Ирина Смирнова. Подробнее с тем, как изменились сроки отчетности и порядок воинского учета в организациях с 5 августа 2023 года, можно ознакомиться в нашем видеообзоре.

В 2023 году государство по-прежнему активно принимало меры для поддержки участников специальной военной операции и членов их семей. В частности:

  • были установлены страховые гарантии в виде компенсаций для участников добровольческих формирований (Указ Президента РФ от 3 августа 2023 г. № 582). В случае гибели добровольца, в том числе в течение года после окончания срока действия контракта, сумма компенсации составит более 3,1 млн руб. всем получателям в равных долях; в случае установления инвалидности ее размер варьируется от 782,9 тыс. до 2,3 млн руб. в зависимости от группы инвалидности; при получении легкого увечья составляет около 78,3 тыс. руб., а тяжелого увечья – 313,1 тыс. руб. Более подробно порядок урегулирован постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2023 г. № 1987;
  • с 1 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года участникам СВО и их детям предоставили возможность переводиться с платного обучения на бюджетные места (приказ Минобрнауки России от 9 августа 2023 г. № 776). Студентам техникумов, колледжей и вузов для перехода на бесплатное обучение нужно подать заявление и приложить документ, подтверждающий участие в СВО. Переход могут совершить только лица, у которых отсутствует академическая задолженность на момент подачи заявления, нет дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате обучения. Кроме того, с 24 июня 2023 года участие в СВО стало засчитываться в качестве индивидуального достижения при приеме в вузы, колледжи и техникумы (Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 264-ФЗ), а также детей добровольцев СВО стали зачислять в садики и школы в первоочередном порядке (Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 281-ФЗ).

МНЕНИЕ

Денис Лактионов, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Ленинградской области:

«Среди принятых мер в 2023 году, прежде всего, хотелось бы отметить подписанный Президентом РФ 3 апреля 2023 года в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и активную деятельность участников СВО, иных лиц и членов их семей Указ № 256 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества«. И как логичное продолжение политики государства в этом направлении – внесение в июне 2023 года изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Областной закон ЛО № 29-оз от 18 апреля 2012 г. «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области«, распространяющих действие данных нормативных актов на участников СВО и членов их семей.

С первого дня начала СВО адвокаты оказывали всемерную юридическую поддержку участникам СВО и членам их семей. Но эта помощь оказывалась в порядке pro bono. После принятия вышеуказанных нормативных актов у адвокатов появилась правовая основа для оказания бесплатной юридической помощи, что в итоге повысило ее эффективность».


О других мерах поддержки мобилизованных лиц и добровольцев читайте в тематическом разделе нашей справки «Специальная военная операция, мобилизация 2022-2023«.

Персональные данные 

2023 год отчетливо демонстрирует тенденцию на ужесточение регулирования и повышение ответственности за обработку персональных данных. Это видно из вступивших в силу положений и из представленных законодательных инициатив. Текущий год начался с того, что Президентом РФ Владимиром Путиным было дано поручение кабмину до 1 июля 2023 года рассмотреть вопросы о введении оборотных штрафов в отношении компаний, допускающих утечку персональных данных. А также принять меры по усилению ответственности за нарушения законодательства в области персональных данных.

В последующем Минцифры России сообщало, что Правительство РФ поддержало инициативу о принятии закона об оборотных штрафах с положениями о компенсации ущерба лицам, пострадавшим от утечек персональных данных. Напомним, данный механизм предусматривает, что после получения информации об утечке пользователь в течение 15 рабочих дней подает заявку на возмещение причиненного ущерба. Компания же в течение 20 рабочих дней после получения заявок рассчитывает объем денежной выплаты и направляет гражданам свое предложение. После чего пользователь в течение 20 рабочих дней может либо принять предложение, либо отказаться. Если более 80% обратившихся согласятся на компенсацию, то компания должна будет выплатить ее в течение 5 рабочих дней. Предполагается, что к компании, допустившей утечку, но возместившей нанесенный пользователям ущерб, будут применяться пониженные оборотные штрафы.

Тем не менее 4 декабря 2023 года в Госдуму были внесены два законопроекта о внесении изменений в КоАП РФ (ID 502104-8) и Уголовный кодекс (ID 502113-8) в части усиления ответственности за нарушение порядка обработки персональных данных без данного механизма компенсаций. Как отмечал один из авторов инициативы, депутат Госдумы Александр Хинштейн, окончательно этот вопрос будет решен при обсуждении законопроекта ко второму чтению. Главное, считает он, чтобы этот механизм не стал лазейкой для нарушителей, которые избегают ответственности.

МНЕНИЕ

Александр Хинштейн, депутат Госдумы:

«В этом году удалось внести на рассмотрение в Госдуму важнейший пакет законопроектов, усиливающих ответственность за утечку и использование украденных персональных данных россиян. Эта проблема в последние годы стоит остро, однако, у регулятора до сих пор не достает инструментария, чтобы навести порядок в сфере персональных данных. Сейчас максимальный размер штрафа для юридических лиц составляет до 100 тыс. руб., а при повторном совершении административного правонарушения – до 300 тыс. руб., что не соответствует тяжести последствий таких утечек. Мы предлагаем не только кратно увеличить штрафы за утечки, но и ввести уголовное наказание для лиц и групп, которые совершали незаконные действия с базами данных, содержащими персональные данные, полученные незаконным путем».


Первым законопроектом, в частности, предлагается дополнить статью 13.11 КоАП РФ новыми составами административных правонарушений. Так, для юрлиц и ИП ответственность планируется назначать с учетом объема «утекшей» информации. За действия, повлекшие неправомерную передачу данных:

  • от 1 тыс. до 10 тыс. субъектов персональных данных – штраф от 3 млн до 5 млн руб.;
  • от 10 тыс. до 100 тыс. субъектов персональных данных – от 5 млн до 10 млн руб.;
  • более 100 тыс. субъектов персональных данных – от 10 млн до 15 млн руб.

За повторные нарушения будет грозить штраф от 0,1 до 3% выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, но в любом случае не менее 15 млн и не более 500 млн руб.

Второй законопроект предлагает включить в УК РФ новую ст. 272.1. Предполагается, что к уголовной ответственности будут привлекать злоумышленников, которые незаконно собирают, хранят, используют и передают компьютерную информацию, содержащую персональные данные, полученные неправомерным путем. Их ожидает штраф в размере до 300 тыс. руб. либо принудительные работы или лишение свободы на срок до 4-х лет. В качестве квалифицирующих признаков планируется выделить корыстную заинтересованность, причинение крупного ущерба, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, а также использование своего служебного положения. При их наличии гражданину может грозить лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или иного дохода осужденного за период до 2-х лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет. Как отмечают авторы законопроекта, данная инициатива реализует превентивные механизмы уголовного права, что позволит предотвратить многие преступления в этой сфере.

Помимо активной законотворческой деятельности, 2023 год отметился введением ряда важных норм в области персональных данных. Так, с 1 марта 2023 года вступила в силу заключительная часть поправок, внесенных в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных«. Изменения касаются порядка подтверждения уничтожения персональных данных, трансграничной передачи данных, реестра учета инцидентов в области персональных данных и др. В частности, с весны 2023 года все операторы персональных данных при обработке данных без использования средств автоматизации подтверждают уничтожение соответствующим актом, а при использовании – еще и выгрузкой из журнала регистрации событий в информационной системе персональных данных (п. 1-2 Требований к подтверждению уничтожения персональных данных, утв. приказом Роскомнадзора от 28 октября 2022 г. № 179). Подробный обзор мартовских изменений можно почитать в нашей новости.

В этом году в закон о госрегистрации недвижимости были внесены изменения, направленные на дополнительную защиту персональных данных граждан (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 266-ФЗ). Теперь содержащиеся в ЕГРН персональные данные (Ф.И.О. и дата рождения) собственника объекта недвижимости и лиц, в пользу которых зарегистрировано то или иное ограничение, могут предоставляться третьим лицам лишь по согласию субъекта персональных данных при наличии в реестре специальной записи. Установлен также перечень случаев, когда согласие лица не требуется: это, в частности, нотариусам, кадастровым инженерам, лицам, владеющим имуществом на праве общей собственности, супругу данного гражданина и пр. В остальных случаях выписку из ЕГРН с персональными данными правообладателя можно будет получить через нотариуса (на основании совместного заявления правообладателя и третьего лица) либо по заявлению лица, которому сведения о правообладателе нужны для защиты его прав и законных интересов.

Стоит также отметить, что с 23 декабря 2023 года вступили в силу недавние поправки в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за нарушения в сфере биометрии (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 589-ФЗ). В КоАП РФ добавлен новый состав –размещение и обновление банками, МФЦ, иными организациями биометрических персональных данных в ЕБС с нарушением требований. Теперь за это предусматривается штраф для должностных лиц в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб., для юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн руб. Также значительно были повышены штрафы за обработку персональных данных без письменного согласия субъекта и за оформление согласия в ненадлежащем виде. Если ранее правонарушение наказывалось штрафом для граждан в размере от 6 тыс. до 10 тыс. руб., для должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб, юрлиц – от 30 тыс. до 150 тыс. руб., то сейчас для физлиц – от 10 тыс. до 15 тыс. руб., должностных лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб., юрлиц – от 300 тыс. до 700 тыс. руб.

Налоги

Среди изменений в налоговой сфере за 2023 год, прежде всего, стоит отметить введение с 1 января единого налогового счета (ЕНС). Подробно об этом ГАРАНТ.РУ писал в течение года в материалах налоговой рубрики – читайте тут. Предприниматели могли протестировать в добровольном порядке новый инструмент еще в июле-декабре 2022 года, а с 2023 года он уже стал обязательным для всех, включая физлиц (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ). Исключение составляют только самозанятые, у них осталась возможность выбора уплачивать налог как раньше или перейти на единый налоговый платеж (ЕНП). Напомним, суть ЕНС заключается в том, что все расчеты с бюджетом сведены в единое сальдо и осуществляются по принципу единого платежа. Через ЕНП уплачиваются НДФЛ, страховые взносы (кроме взносов на травматизм), НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог и др. (п. 1 ст. 58 Налогового кодекса). В п. 8 ст. 45 НК РФ закреплен порядок распределения средств, перечисленных в качестве ЕНП, причем с 29 мая 2023 года последовательность была скорректирована, и теперь в первую очередь в рамках ЕНП учитывается НДФЛ.

МНЕНИЕ

Ирина Смирнова, управляющий владелец группы компаний «Ваш Бухгалтер», основатель Центра Защиты Бизнеса:

«Цель введения ЕНП и ЕНС – минимизировать ошибки в исчислении налогов и упростить процедуру их уплаты. По новому порядку предприниматель освобождается от необходимости следить за датами уплаты всех налогов и подачи нескольких деклараций. У него появляется «кошелек», на который он перечисляет одну сумму и сдает одну декларацию. Основная задача бизнеса сводится к своевременному пополнению единого счета и расчету общей суммы. В нужную дату ФНС России сама спишет необходимые налоги или взносы. Безусловно, это мера поддержки бизнеса: процедура и реализация понятная. Вдобавок экономия времени и ресурса. Для себя, как для эксперта в бухгалтерском и налоговом учете, а также собственника бизнеса, я считаю введение ЕНС одним из ключевых изменений 2023 года».


Поскольку с 2024 года вводится много нововведений по ЕНС, рекомендуем ознакомиться с ними заранее.

Важная поправка была внесена в ст. 1 НК РФ 4 сентября 2023 года (Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 415-ФЗ). С этой даты федеральными законами может быть предусмотрено установление налогов разового характера, обязательных к уплате на всей территории РФ. Первым из таких стал налог на сверхприбыль. Напомним, Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» вступает в силу с 1 января 2024 года. Объектом налогообложения признается сверхприбыль, под которой понимается превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 год над аналогичным показателем за 2018 и 2019 год.

Налогоплательщиками являются:

  • российские организации, созданные до 1 января 2021 года. К российским компаниям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ согласно ст. 246.2 НК РФ;
  • иностранные организации, начавшие свою деятельность в России через постоянные представительства ранее 1 января 2021 года;
  • организации – участники консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которых в 2022 году не входили организации:
    • добывающие уголь и углеводородное сырье на участке недр, предоставленном им в пользование в соответствии с законодательством РФ;
    • имевшие по состоянию на 31 декабря 2022 года свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и определявшие не менее чем в шести налоговых периодах по акцизам, приходящихся на 2022 год, величину КДЕМП, отличную от нуля, при расчете вычета сумм акциза в соответствии с п. 27 ст. 200 НК РФ.

В законе также предусмотрен перечень компаний, которые не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль, среди них субъекты МСП, организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН в период 2018 по 2022 гг. и др. Налоговая ставка составляет 10%. А уплатить его нужно не позднее 28 января 2024 года. Как указывал Минфин России, средства от налога будут направлены на поддержку и развитие социальной сферы.

Эксперты выделяют ряд серьезных изменений текущего года, которые повлияли на международные бизнес-структуры российских владельцев. Речь идет, в первую очередь, об Указе Президента РФ от 8 августа 2023 г. № 585 (недавно был принят Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 598-ФЗ). С 8 августа Россией было приостановлено действие отдельных положений 38 международных договоров РФ по вопросам налогообложения (СИДН). В частности, заключенных с Польшей, США, Кореей, Швецией, Болгарией, Люксембургом, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Бельгией, Словенией, Хорватией, Канадой, Швейцарией, Чехией, Данией, Италией, Финляндией, Норвегией и рядом других государств, совершивших недружественные действия в отношении России, ее граждан и юрлиц. Таким образом, было приостановлено применение пониженных ставок налога у источника в отношении доходов, подпадающих под указанные договоры. Как отмечает к.ю.н., руководитель налоговой практики компании NSV Consulting Анастасия Васильева, теперь российским владельцам иностранных бизнес-структур придется рассмотреть различные варианты их изменения, в том числе редомициляцию в дружественные юрисдикции, СИДН с которыми сейчас активно пересматриваются или заключаются новые, а также поразмыслить над вариантами структурирования сделок.

Нельзя не сказать и про Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 539-ФЗ, который предусматривает глобальные поправки в НК РФ в части НДС, акцизов, НДПИ, НДФЛ, в области трансфертного ценообразования и прочего. Закон вступил в силу с 27 ноября, но существенная часть изменений вступит в силу с 1 января 2024 года. Подробно о них ГАРАНТ.РУ писал в отдельном материале.

МНЕНИЕ

Мария Кабанова, старший юрист практики налогообложения SEAMLESS Legal: 

«В этом году под елочкой налогоплательщики найдут беспрецедентные изменения в области ТЦО регулировании, которые заработают уже с 1 января 2024 года. 27 ноября Президент России подписал закон, вводящий комплекс мер, призванных помочь в борьбе с размытием налоговой базы в России через усиление ТЦО-контроля за трансграничными сделками.

Так, по сделкам, совершенным с 1 января 2024 года, ТЦО-отчетность необходимо будет сдавать в расширенном объеме. Изменения коснутся как ТЦО-уведомления, в котором теперь необходимо будет отражать условия совершения сделки (а для товарных операций – базис поставки, дату совершения сделки и перехода права собственности), так и самой ТЦО-документации, в которой необходимо будет раскрыть расширенные сведения о функциональном анализе, составе активов и финансовых результатах аффилированного иностранного контрагента.

При этом штрафы за несоблюдение новых требований по раскрытию информации в рамках ТЦО-отчетности существенно возрастают: за неподачу уведомления о контролируемых сделках возрастет в 20 раз, с 5 000 до 100 тыс. руб., за неподачу иных форм ТЦО-отчетности – в среднем в 10 раз».


Эксперт считает, что комплекс внесенных мер однозначно согласуется с трендом на повышение налоговой собираемости, и призван сделать вывод налоговой базы за рубеж максимально дорогостоящим для российской стороны контролируемой сделки.

Для граждан же важным событием этого года стало принятие Федерального закона от 31 июля 2023 г. № 389-ФЗ. Так, с 1 января 2024 года доходы дистанционных сотрудников, работающих из-за рубежа, будут облагаться по общим ставкам НДФЛ независимо от их налогового статуса. Речь идет как о трудовых договорах, так и о договорах ГПХ. Напомним, вознаграждения и иные выплаты, полученные за выполнение трудовых обязанностей, облагаются НДФЛ по ставке 13%, при превышении порога в 5 млн руб. в год – 15%.

Кроме того, этим же законом внесены существенные поправки в отношении социальных налоговых вычетов по НДФЛ. Со следующего года вводится упрощенный порядок получения социального налогового вычета. Механизм будет распространяться на вычеты по расходам на лечение, обучение, добровольное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и страхование жизни, а также физкультурно-оздоровительные услуги. Для получения вычетов за 2024 год потребуется только унифицированная справка от поставщика услуг. Она содержит исчерпывающую информацию о понесенных расходах лица и заменяет остальные подтверждающие документы. Вся информация, необходимая для проверки права граждан на вычет, при наличии технической возможности будет поступать в налоговые органы напрямую от компаний. То есть вычеты будут предоставляться в проактивном режиме посредством взаимодействия через Личный кабинет налогоплательщика. Впервые соцвычеты в упрощенном порядке можно будет получить не раньше 2025 года.

Со следующего года также увеличится предельный размер социальных вычетов по НДФЛ. По расходам на обучение ребенка с 50 тыс. до 110 тыс. руб., на собственное обучение, лечение и приобретение лекарств, физкультурно-оздоровительные услуги, пенсионное обеспечение, прохождение независимой оценки своей квалификации – со 120 тыс. до 150 тыс. руб. (Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 159-ФЗ). Новые значения начнут применяться к доходам, полученным начиная с 2024 года.

Труд

Охрана труда – последние новости сегодня на ГАРАНТ.РУ

Помимо изменений в сфере воинского учета, 2023 год запомнился значительными изменениями в сфере охраны труда. Речь идет о традиционных мартовских и сентябрьских поправках. Напомним, с 1 марта 2023 года, в частности:

Что касается сентябрьских нововведений, то с 1 сентября 2023 года появилась возможность составлять отчет о проведении СОУТ в электронном виде (Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 381-ФЗ). Кроме того, отменено требование о наличии у экспертов организации, проводящей СОУТ, сертификатов на право выполнения работ по СОУТ. Теперь сертификат эксперта (выписка из реестра экспертов) формируется в автоматическом режиме ФГИС СОУТ и удостоверяет право выполнения работ на дату его формирования.

МНЕНИЕ

Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы BLS:

«Среди поправок по охране труда можно выделить несколько важных блоков. Прежде всего, это новые правила выдачи средств защиты (СИЗ). Они будут действовать до сентября 2029 года и технически заменили прошлые подобные правила. Но есть ряд новшеств. Теперь действуют единые типовые нормы вместо разрозненных отраслевых. А выдача СИЗ теперь основана на результатах спецоценки и профрисков, по итогам которых надо решить, какие именно средства надо выдавать. Также теперь нужен отдельный локальный акт о том, как работники обеспечиваются средствами защиты. Правда, до конца 2024 года переходный период, и есть время внести изменения.

Несколько новшеств может ждать нас в ближайшее время. В их числе новая методика проведения спецоценки (приказ Минтруда России от 20 ноября 2023 г. № 817н), порядок проведения медосмотров, единая система учета несчастных случаев и личный кабинет по охране труда (ID 409465-8). В частности, хотят создать единый реестр – инфосистему учета несчастных случаев (кроме легких НС), куда ГИТ будет вносить информацию по итогам расследований. В общем, следующий год в охране труда обещает для работодателей быть активным и насыщенным. К тому же не исключаем, что в моратории могут что-то и отменить, например, в части пожарной, электро-безопасности. Причина – большое количество ЧП на предприятиях».


Эксперты также отмечают, что в этом году Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации было озвучено несколько важных правовых позиций в сфере трудовых правоотношений. В частности, КС РФ признал неконституционными:

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 июля 2023 г. № 44-П хоть и не было усмотрено несоответствий действующих норм Конституции РФ, но разъяснялось, что работодатель, распространивший сведения о дисциплинарном проступке, обязан опровергнуть их при отмене приказа судом. Подробнее об этом деле можно почитать в нашей новости.

МНЕНИЕ

Эксперт высказался по поводу Постановления КС РФ от 13 июля 2023 г. № 40-П
(суд проверял конституционность ч. 8 ст. 178 ТК РФ)

Кирилл Контантинов, юрист по трудовому праву:

«Раньше суды часто отказывались взыскивать выходное пособие, которое было предусмотрено в соглашении об увольнении, ссылаясь на то, что выплата не предусмотрена в законе, коллективном или трудовом договоре, локальных актах компании. В итоге – работники не могли взыскать деньги, о которых договорились при увольнении по соглашению. Дикость в том, что такую правовую позицию поддерживал и Верховный Суд РФ.

Чтобы подстраховаться – при увольнении приходилось оформлять еще дополнительное соглашение к трудовому договору, которое предусматривало соответствующее выходное пособие. То есть в итоге получалось два соглашения: одно к трудовому договору, а второе – отдельное соглашение об увольнении. В таком случае – шансы взыскать в пользу работника выходное пособие, невыплаченное ему при увольнении, значительно увеличивались. Они увеличивались еще больше, если соответствующие выплаты включали в локальные акты компании.

Конституционный Суд РФ же указал, что если в договоре или соглашении об увольнении предусмотрено выходное пособие – работодатель должен его выплатить. Отказывать в выплате на том основании, что пособие не предусмотрено в локальных актах компании, коллективном или трудовом договоре, – неправомерно».


В обзорах же ВС РФ за этот год можно найти интересные правовые позиции о временном переводе (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1), а также полной материальной ответственности заместителя руководителя организации (п. 14 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2).

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о новом законе о занятости (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ, далее – Закон № 565-ФЗ). Его положения вступят в силу с 1 января 2024 года, за исключением некоторых норм. Как отмечали авторы инициативы, рынок труда претерпел значительные изменения, в связи с этим необходимо принять новый закон, который отразит текущие реалии рынка и будет предусматривать эффективные инструменты для решения государственных задач.

Закон № 565-ФЗ содержит много понятий. В частности, «граждане, ищущие работы» «граждане, находящиеся под риском увольнения», «профилирование работодателей» и др. Кроме того, скорректировано понятие безработных. Так, ими будут признаваться трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить. Напомним, что в ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в понятии безработного указывалось требование об отсутствии работы и заработка. Закон № 565-ФЗ его не содержит и, напротив, предусматривает с 2025 года возможность приостановки выплаты пособия по безработице до 5 рабочих дней в месяц для выполнения работ (услуг) по договорам ГПД. Главное условие, чтобы такой доход не превышал МРОТ.

С 1 января 2024 года вводится правило о ежегодной индексации размеров минимальной и максимальной величин пособия исходя из индекса потребительских цен (ч. 6 ст. 44 Закона № 565-ФЗ). Сейчас они составляют 1500 и 12 792 руб. Плановая индексация должна пройти уже 1 февраля 2024 года.

Со следующего года у работодателей появятся новые обязанности, связанные с информированием службы занятости (ст. 53 Закона № 565-ФЗ). Это и о сокращении численности работников, введении неполного рабочего дня, о временном переводе работников на дистанционную работу согласно ст. 312.9 ТК РФ и др. С 1 сентября 2024 года работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, региональным актом будет установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% (сейчас такая квота назначается при штате 100 человек). Профилирование работодателей, т. е. распределение работодателей на группы в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности в целях предоставления им мер поддержки, начнется с 2025 года. Тогда же Роструд начнет вести общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости.

Гражданство

С 26 октября 2023 года вступил в силу новый закон о гражданстве (Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ, далее – Закон № 138-ФЗ), который заменил Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон № 62-ФЗ). Напомним, законопроект был внесен в Госдуму Президентом РФ в 2021 году и был направлен на последовательную реализацию Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. В связи с его принятием с 22 ноября 2023 года были обновлены:

Новый закон о гражданстве предусматривает 5 оснований приобретения гражданства: по рождению; в результате приема в гражданство РФ; в результате признания гражданином РФ (новое основание); в результате выбора гражданства РФ при изменении государственной границы; в соответствии с международным договором РФ. При этом восстановление в гражданстве больше не предусмотрено.

Президент РФ отныне не занимается приемом в гражданство в общем порядке, это полномочие так же, как и прием в упрощенном порядке, закреплено за МВД России (ч. 1 ст. 14п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона № 138-ФЗ). По некоторым вопросам приемом в гражданство занимается МИД России (п. 5 ст. 30 Закона № 138-ФЗ). Данное нововведение позволило заметно сократить срок рассмотрения заявлений. Если ранее он мог составлять до одного года с момента подачи документов, то теперь – до трех месяцев.

Изменились и требования для приема в гражданство в общем порядке. Теперь иностранные граждане и лица без гражданства вправе подать заявление, если они знают историю России и основы законодательства РФ. При этом владение русским языком и знание отечественной истории не требуется при приеме в гражданство лиц в возрасте 70 лет, а также инвалидов I группы. Существенно скорректирован и круг лиц, которые вправе получить гражданство в упрощенном порядке (ст. 16 Закона № 138-ФЗ). Без соблюдения пятилетнего срока проживания на территории РФ, знания русского языка, истории, основ законодательства РФ, российское гражданство могут получить иностранные граждане или апатриды, которые:

  • родились или постоянно проживали на территории РСФСР и являлись гражданами СССР (ранее Закон № 62-ФЗ предусматривал такую возможность только для тех, кто родился в РСФСР);
  • имеют родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы РФ;
  • имеют хотя бы одного родителя (усыновителя), являющегося гражданином РФ и проживающего в РФ;
  • имеют сына или дочь, являющихся гражданами РФ и проживающих в РФ (ранее в Законе № 62-ФЗ было требование, чтобы сыну или дочери было 18 лет);
  • состоят в браке с гражданином РФ, проживающим в РФ, и имеют общего ребенка, в том числе усыновленного (удочеренного) (по Закону № 62-ФЗ не требовалось иметь детей, необходимо было состоять в браке не менее трех лет);
  • окончили аккредитованный российский вуз с отличием (новая категория);
  • получили образование в колледжах, вузах, в том числе по программам магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в России, и осуществляют трудовую деятельность в РФ по соответствующим специальностям в совокупности не менее чем в течение одного года до дня подачи заявления (Закон № 62-ФЗ не предусматривал требования о работе по специальности);
  • являются лицами без гражданства, а ранее являлись гражданами СССР.

При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или являющиеся инвесторами, больше получить гражданство в упрощенном порядке не могут.

МНЕНИЕ

Наталья Грушина, ведущий юрист компании ООО «Альянс Трудовая Миграция»:

«Ранее инвесторы и специалисты, которые работают по профессии из перечня квалифицированных специалистов, могли получить гражданство в упрощенном порядке – им не требовалось проживать в России пять лет.

Инициатор закона в пояснительной записке к новому закону о гражданстве сослался на то, что эти категории невостребованные и прибегали к ним редко, но по нашей практике, для наших клиентов эти основания обычно были оптимальными. К сожалению, нет никаких открытых статистических данных, на основании которых мы могли бы подтвердить или опровергнуть данную оценку.

При этом у иностранного гражданина для получения гражданства в упрощенном порядке есть возможность получить образование в Российской Федерации и проработать год по полученной специальности. Таким образом, возможно дело не в том, что категория была невостребованной, а в том, что раньше иностранный гражданин мог не подтверждать свою квалификацию. Ранее иностранный гражданин мог выбрать профессию из перечня, по которой применение профессиональных стандартов необязательно и найти работодателя, который не применяет профстандарты, и таким образом, быстро пройти путь до получения гражданства.

Интересно, что для приобретения вида на жительство по этому основанию требования тоже были ужесточены: квалификацию требуется подтвердить документом о соответствующем образовании. Образование должно быть получено в Российской Федерации, либо учебное заведение должно быть признано в Российской Федерации в соответствии с международными договорами, либо иностранный гражданин должен пройти достаточно длительную процедуру признания иностранного образования. Таким образом, даже для получения вида на жительство теперь важно иметь соответствующее образование».


Кроме того, в Законе № 138-ФЗ не предусмотрена процедура отмены решения о приобретении гражданства РФ, есть только основания прекращения гражданства. Так, помимо выхода из гражданства РФ (речь идет о добровольном выходе) к ним еще относятся:

  • совершение преступления (приготовление к преступлению или покушение). Перечень закреплен в ч. 1 ст. 24 Закона № 138-ФЗ и составляет 64 статьи УК РФ (в Законе № 62-ФЗ их было всего 18);
  • совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ. ФСБ России будет выносить соответствующее заключение, которое гражданин сможет обжаловать в суде в течение 10 дней с момента получения;
  • представление поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщение заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство;
  • иные основания, предусмотренные международным договором РФ, предоставляющим возможность сохранить или изменить гражданство.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ

Недавно в Москве впервые были вынесены решения о прекращении гражданства РФ. Об этом сообщила пресс-служба ГУ МВД России по г. Москве на своем официальном сайте 13 декабря 2023 года. Решения были приняты в отношении двух приезжих в связи совершением ими преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ. Сотрудники полиции в обоих случаях при личном досмотре граждан обнаружили у них свертки с наркотическим веществом (мефедроном). Напомним, МВД России уполномочено принимать решения о прекращении гражданства РФ независимо от времени совершения преступления и даты вынесения приговора суда. Данный состав преступления предусмотрен в перечне преступлений, указанных в ч. 1 ст. 24 Закона № 138-ФЗ, и послужил основанием для прекращения гражданства РФ. Действующие паспорта у данных лиц были изъяты.

В Челябинской области двум бывшим иностранцам прекратили гражданство РФ за уклонение от воинского учета. Такая информация появилась на сайте ГУ МВД России по Челябинской области 15 декабря 2023 года. Двое молодых людей призывного возраста (21 и 24 года, соответственно) не исполнили обязанности по воинскому учету. При подаче заявления на приобретение гражданства РФ они предоставили заведомо ложные сведения, чтобы не нести воинскую обязанность. В связи с тем, что факт предоставления недостоверных сведений устанавливается судом, был подан соответствующий иск в Центральный районный суд г. Челябинска. Суд вынес решение о прекращении гражданства РФ, апелляционный суд оставил его без изменений.


В Законе № 138-ФЗ появилась отдельная статья, посвященная паспорту РФ. В ней отражены, в частности, порядок оформления, выдачи, замены, хранения паспорта, а также 12 оснований признания паспорта недействительным. Напомним, с 11 декабря 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию«. Ими были определены 15 оснований недействительности заграничного, дипломатического и служебного паспортов. Подробнее о них можно почитать в нашей новости.

Поскольку Президент РФ теперь вправе определять категории граждан, которые могут получить гражданство без соблюдения общих требований как в гуманитарных, так и в иных целях, для граждан Белоруссии, Казахстана и Молдовы недавно был упрощен порядок приема в российское гражданство (Указ Президента РФ от 18 декабря 2023 г. № 962). С 18 декабря 2023 года граждане Белоруссии могут получить российское гражданство без пятилетнего проживания на территории РФ, а также без подтверждения владения русским языком и наличия знаний истории и законодательства РФ. Для граждан Казахстана и Молдовы требование о знании русского языка осталось.

Стоит еще упомянуть, что в 2023 году был урегулирован вопрос прекращения у граждан РФ украинского гражданства (Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 62-ФЗ). С 17 июня 2023 года граждане РФ признаются утратившими украинское гражданство со дня подачи в МВД России заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Аналогичное правило распространилось и на тех, кто подавал в уполномоченные органы Украины обращение о выходе из гражданства, но не получил ответа. За детей младше 14 лет такое заявление могут подать родители, усыновители, опекуны или представители приюта. Заявление подается через портал госуслуг или в бумажной форме в ГУ по вопросам миграции МВД России или в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном либо районном уровнях (приказ МВД России от 1 июня 2023 г. № 351, далее – Приказ № 351). К нему необходимо приложить документы, предусмотренные п. 5 Приказа № 351. В дальнейшем гражданам, которые подали заявление, запрещается использовать украинский паспорт. В случае же нарушения этого требования, заявление будет считаться недействительным, а гражданин будет признан имеющим гражданство Украины. Повторно обратиться о прекращении украинского гражданства можно будет только не ранее, чем через 10 лет.

Обо всех изменениях в новом законе о гражданстве можно узнать, воспользовавшись сравнительным анализом законов о гражданстве 2002 и 2023 гг., подготовленным экспертами компании «Гарант».

Цифровой рубль

1 августа 2023 года вступили в силу два важных федеральных закона: Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 339-ФЗ (предусматривал поправки в Гражданский кодекс) и Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 340-ФЗ (с поправками в закон о банках и банковской деятельности, закон о национальной платежной системе и другие акты). С этого момента в России водится третья форма национальной валюты (легального определения не предусмотрено, но отмечается, что цифровой рубль – это разновидность безналичных денежных средств), а также определены основы ее правового регулирования и правила перевода. Подробно об этом ГАРАНТ.РУ писал в соответствующем материале.

Так, 1 цифровой рубль = 1 рублю в наличной и безналичной форме. Операции с цифровыми рублями осуществляются с применением платформы цифрового рубля, оператором которой является Банк России. Платформа работает в круглосуточном режиме ежедневно, правила функционирования уже утверждены Положением Банка России от 3 августа 2023 г. № 820-П. Доступ к ней предоставляется пользователям через банки (которые ведут банковские счета таких лиц) и операторов электронных денежных средств. Их перечень размещается на сайте Банка России. Через приложения банков и операторов пользователи смогут обратиться в Банк России за открытием счета цифрового рубля. Перевод осуществляется Банком России на основании распоряжения пользователя, поступившего на платформу от банка или оператора электронных денежных средств, а также на основании распоряжения, составленного Банком России от имени пользователя для осуществления перевода цифровых рублей. Тарифы на услуги оператора, а также вознаграждения банкам зафиксированы в Решении Совета директоров Банка России от 2 августа 2023 года. При этом отмечается, что до конца 2024 года никакие комиссии взиматься не будут.

С 15 августа был запущен пилотный проект по тестированию операций с цифровыми рублями с участием 13 банков и небольшого круга их клиентов (проект проходит в 11 городах). Он предполагает, что на первом этапе будет проведена проверка базовых операций: открытия и пополнения счетов цифрового рубля, переводов между гражданами, простых автоплатежей. Затем последует тестирование оплаты по динамическому QR-коду, а также переводов между юрлицами. Как отмечала первый заместитель Председателя Банка России Ольга Скоробогатова, вводить цифровой рубль в массовый оборот планируется по результатам поэтапного тестирования и при условии успешного завершения пилотирования всех сценариев операций с цифровым рублем. Банк России рассчитывает, что начиная с 2025 года национальной цифровой валютой смогут активно пользоваться граждане и бизнес.

Александра Стрельцова

Источник: ГАРАНТ.РУ