Проект нового порядка организации проезда по платным дорогам: «свободный поток», постоплата и другие нововведения

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает возможность использования платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги. Это допускается на основании публичного договора с оператором, в качестве которого могут выступать владелец платной дороги или дороги с платными участками, либо концессионер, частный партнер (ст. 40 Закона № 257-ФЗ).

В целях реализации указанных норм действуют Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2010 г. № 18. Несмотря на то что документ был принят достаточно давно, изменения в него вносились только один раз – в 2014 году. Хотя в самом Законе № 257-ФЗ с 26 октября 2020 года начали действовать поправки, уточняющие порядок и условия использования платных автомобильных дорог и платных участков дорог в целях создания и функционирования системы безбарьерных платных автомобильных дорог в России.

В связи с этим Минтранс России начал работу над актуализацией нормативных положений, устанавливающих порядок взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких дорог. На федеральном портале проектов нормативных правовых актов в конце прошлой недели появился соответствующий проект правительственного постановления1.

Предпосылки поправок

Необходимость корректировки порядка оказания услуг по организации проезда по платным дорогам обусловлена изменениями, внесенными в прошлом году в нормы, регулирующие порядок использования платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги, а именно в ст. 40 Закона № 257-ФЗ. Поправками, утвержденными Федеральным законом от 15 октября 2020 г. № 326-ФЗ, в частности, предусмотрены барьерный (через шлагбаум) и безбарьерный (свободный) въезд ТС на платные автомобильные дороги или платные участки автомобильных дорог. 


Можно ли заключить договор о проезде транспортного средства по платной автодороге путем конклюдентных действий? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в»Энциклопедии судебной практики» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Соответственно, изменился и порядок внесения платы за проезд в зависимости от системы организации въезда. Так, при барьерном въезде оплату следует производить при въезде на платную дорогу или платный участок или при выезде с них, в том числе с помощью электронного средства регистрации проезда, если таковой используется на платной дороге. А при безбарьерном въезде – с помощью электронного средства регистрации проезда, а при невозможности произвести оплату сразу – в течение 5 суток после выезда с платной дороги.

Кроме того, в законе появилось прямое указание на то, что размер платы за проезд ТС по платной автомобильной дороге или платному участку устанавливается равным для всех пользователей в отношении ТС одной категории. Также введено положение об ответственности пользователя, не внесшего своевременно и в полном объеме плату за проезд. В ст. 40 Закона № 257-ФЗ прописали и перечень обязанностей владельцев платной дороги, концессионеров и частных партнеров. 

Поскольку порядок взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог основан на положениях ст. 40 Закона № 257-ФЗ, то обновление норм указанной статьи влечет необходимость изменения и порядка.

Расширение понятийного аппарата

Проект нового порядка предусматривает как включение в понятийный аппарат новых терминов и определений, так и корректировку действующих понятий. Так, к семи имеющимся определениям добавятся еще шесть, которые преимущественно касаются оплаты проезда – способов и систем взимания платы, систем оплаты проезда. Так, будут определены термины «пункт выдачи талонов», «открытый способ взимания платы», «закрытый способ взимания платы», «система взимания платы «свободный поток», «система взимания платы барьерного типа», «транспондер», «предоплатная система оплаты проезда» и «постоплатная система оплаты проезда».

Между тем, в понятии «оператор» появится оговорка о том, что им может быть не только владелец платной автомобильной дороги, включая концессионера, на которого концессионным соглашением возложены полномочия по взиманию платы с пользователей платных автомобильных дорог или обеспечению функционирования системы взимания платы за проезд по ним, но и иное лицо, на которое владельцем автомобильной дороги возложены аналогичные полномочия. А вместо понятия «проездной талон», под которым понимается документ о предварительной оплате в виде размещаемой на ТС наклейки или многоразового талона с магнитной полосой, а также электронная контактная или бесконтактная смарт-карта, будет введено более широкое понятие «талон» как документ, подтверждающий дату, время и место въезда пользователя на платную автомобильную дорогу, предназначенный для расчета стоимости проезда по ней. Под «пунктом выдачи» талонов станут понимать пропускной пункт закрытой системы взимания платы, на котором осуществляется регистрация даты, времени и места въезда пользователя на платную автомобильную дорогу, а под «электронным средством регистрации проезда» – устройство, располагаемое на ТС и предназначенное для регистрации пользования платной автомобильной дорогой в информационной системе, используемой оператором в процессе взимания платы за проезд.

Способы и системы взимания платы

Согласно проекту самые существенные корректировки претерпят нормы о порядке оплаты проезда – это касается способов и систем взимания платы, а также систем оплаты проезда. Если действующий порядок предусматривает взимание платы за проезд только на пунктах взимания платы и предварительную оплату проезда, то проектируемый новый порядок дополнительно вводит возможность постоплаты.

В проекте способы взимания платы разделены на две группы – открытый и закрытый способы взимания платы. Первый предполагает регистрацию факта проезда и оплату проезда непосредственно при проезде по платной автомобильной дороге через расположенный на ней пункт взимания платы. При открытой системе размер платы будут рассчитывать вне зависимости от места въезда пользователя на автомобильную дорогу или выезда с нее. В свою очередь, при закрытом способе взимания платы регистрация места въезда на платную дорогу будет осуществляться на пункте выдачи талонов, а оплата – на выезде с платной автомобильной дороги через расположенный на ней пункт взимания платы с учетом ранее зафиксированного на пункте выдачи талонов места въезда на платную дорогу.

Что касается систем взимания платы, то их тоже будет несколько: «свободный поток» – система взимания платы с пользователей за проезд по платным автомобильным дорогам, на которых пункты выдачи талонов и пункты взимания платы не оборудованы барьерами (шлагбаумами); «система взимания платы барьерного типа» – система взимания платы с пользователей за проезд по платным автомобильным дорогам, на которых присутствуют оборудованные барьерами (шлагбаумами) пункты выдачи талонов и пункты взимания платы.

При этом возможность оплаты проезда будет реализована не только перед проездом по платной дороге путем пополнения лицевого счета в объеме, достаточном для оплаты проезда до оказания услуги по организации проезда по платным федеральным трассам – «предоплатная система оплаты проезда», но и в течение 5 суток после выезда с платной дороги через «постоплатную систему оплаты проезда». Последняя возможна при оборудовании дороги системой взимания платы «свободный поток» и если:

  • на платной дороге не используется для регистрации проезда электронное средство регистрации проезда;
  • у пользователя отсутствует электронное средство регистрации проезда;
  • пользователем, использующим электронное средство регистрации проезда, предварительно не были перечислены денежные средства оператору в качестве платы за проезд по платной автомобильной дороге или денежные средства были перечислены в объеме, недостаточном для оплаты проезда.

При постоплатной системе срок для последующей оплаты оператор будет исчислять с момента последней фиксации ТС, на котором пользователь осуществил проезд по платной автомобильной дороге, на платной автомобильной дороге установленными оператором работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Для регистрации пользования платной автомобильной дорогой в информационной системе, используемой оператором в процессе взимания платы за проезд, будет применяться транспондер. Речь идет об электронном средстве регистрации проезда – устройстве, располагаемом на ТС и предназначенном для регистрации.

Размер платы

Что касается размера платы за проезд по платной автомобильной дороге, то он будет рассчитываться по-старому – с учетом положений ст. 40 Закона № 257-ФЗ. Напомним, Постановлением Правительства РФ от 30 января 2016 г. № 47 утверждена Методика расчета платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), содержащая формулу расчета платы за проезд. В расчете учитываются устанавливаемый оператором размер платы за километр платной дороги, протяженность такой дороги и коэффициенты для дифференциации размера платы за проезд ТС по платной дороге или платному участку в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года и т. п.

В настоящее время максимальный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения варьируется от 3 до 9,5 руб. за км, а по платным участкам дорог – от 21 до 66,5 руб. за км в зависимости от количества осей и высоты прицепа. Выше предельного размера оператор не может установить размер платы за проезд ТС по платной автомобильной дороге или платному участку.

В случае одобрения проекта нового порядка сохранятся запреты на оказание оператором предпочтения одному пользователю перед другими в отношении заключения договора, за исключением предусмотренных законодательством случаев, а также на отказ оператора от заключения с пользователем договора при наличии возможности проезда по платной автомобильной дороге. Останется и имеющееся в действующем порядке правило об установлении равного для всех пользователей в отношении ТС одной категории размера платы за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку.

Некоторое послабление будет сделано в части взимания с пользователей каких-либо иных платежей, кроме платы за проезд. Если сейчас это не допускается совсем, то по новым правилам взимание наряду с платой за проезд каких-либо иных платежей за оказываемую оператором услугу по предоставлению права проезда и организацию проезда ТС будет возможно, но только с согласия пользователей.

Планируемые поправки разрешают и дифференциацию размера платы за проезд по платной автомобильной дороге в отношении категорий ТС, причем оснований для этого будет больше – не только в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года, как сейчас, но и в зависимости от выбранного пользователем способа регистрации проезда (внесение денежных средств наличным или безналичным расчетом непосредственно при совершении проезда, посредством использования транспондера, посредством считывания государственного регистрационного знака ТС, иным образом), а в случае организации системы взимания платы «свободный поток» – дополнительно в зависимости от выбранного пользователем способа расчета за оказанную услугу проезда (предоплатная или постоплатная система оплаты). Но в любом случае дифференцированный размер платы за проезд по платной автомобильной дороге должен быть равным в отношении ТС одной категории. Хотя у оператора сохранится право для привлечения пользователей предоставлять им скидки по оплате проезда в зависимости от частоты или регулярности поездок, а также способа и времени оплаты проезда, а отдельным категориям пользователей – предоставлять право льготного проезда (бесплатно или со скидкой) в случаях, предусмотренных законодательством.

Напомним, от платы за проезд ТС по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождаются:

  • транспорт общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
  • специальные ТС, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  • ТС организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций;
  • иные категории пользователей и категории ТС, определенные собственниками платных автомобильных дорог или публичным партнером, если в отношении платной дороги заключены соглашение о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, и дорога находится в собственности частного партнера (ст. 41 Закона № 257-ФЗ).

Но следует помнить, что неоплата проезда по платным дорогам грозит привлечением к административной ответственности. С 10 января текущего года введена административная ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд ТС по платным автомобильным дорогам или платным участкам дорог. Такое деяние влечет штраф в размере 1,5 тыс. руб., а если нарушение допущено грузовым ТС или автобусом, то – в сумме 5 тыс. руб. (ст. 12.21.4 КоАП).

Организация проезда по платной автомобильной дороге

Как и сейчас, пользоваться платной автомобильной дорогой пользователь сможет на основании договора, по которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение, а пользователь – оплатить предоставленную услугу. При этом если действующий порядок ограничивает число способов заключения такого договора четырьмя пунктами – въезд на платную дорогу, оплата проезда в пункте взимания платы, оплата проездного талона и приобретение в собственность или в аренду технического средства автоматической электронной оплаты, то предлагаемый порядок предусматривает открытый перечень таких способов.

В соответствии с проектом к числу способов заключения пользователем договора с оператором относятся:

  • въезд на платную автомобильную дорогу;
  • оплата проезда в пункте взимания платы;
  • приобретение электронного средства регистрации проезда по договору купли-продажи или по договору на использование электронного средства регистрации проезда при условии регистрации пользователя в информационной системе по электронному средству регистрации проезда и внесении суммы предварительной оплаты в установленном размере на лицевой счет электронного средства регистрации;
  • иные способы в соответствии с законодательством РФ.

Организация проезда по платной автомобильной дороге также предполагает размещение оператором с помощью информационных табло полной и достоверной информации об организации проезда и оказываемых услугах, включая: схему платной автомобильной дороги с обозначением пунктов взимания платы и маршрута альтернативного бесплатного проезда; полное официальное наименование, адрес оператора; оказываемые услуги, порядок, формы, способы и систему их оплаты, перечень услуг, входящих в стоимость проезда ТС по платной автомобильной дороге, и о порядке оказания этих услуг; условия договора и порядок оплаты услуг, предоставляемых оператором, в том числе максимальный размер платы для различных категорий ТС, размер и порядок предоставления скидок по оплате проезда, порядок, способы (формы) оплаты проезда, используемые системы оплаты проезда.

Такая информация должна быть размещена для ознакомления пользователей на территории пункта взимания платы, местах въезда на платную автомобильную дорогу и выезда с нее, в местах продажи проездных талонов, а также на официальных интернет-сайтах владельца автомобильной дороги и оператора. На сайте оператора дополнительно размещается перечень пользователей, имеющих право проезда без взимания платы или право льготного проезда, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг, адрес и номер телефона аварийной службы оператора, сроки и порядок внесения платы за проезд, информация об ответственности пользователей за нарушение правил оплаты проезда.

Кроме того, в случае использования предоплатной или постоплатной систем оператор должен обеспечить пользователей информацией о факте поступления денежных средств или о факте их списания после проезда, а при перечислении суммы, недостаточной для оплаты проезда, – о необходимости перечисления оставшейся суммы и сроке для этого. При наличии возможности оператору следует обеспечить также установку пунктов внесения платы или возможность внесения платы через существующие пункты (терминалы).

Новый порядок, как и действующий, предусматривает возможность регистрации фактов проезда пользователя по платной дороге или ее участку с помощью работающих в автоматическом режиме дорожных камер. Сейчас такая регистрация «может осуществляться», то есть является правом оператора, а по новому порядку – «осуществляется», то есть вменяется ему в обязанность. Также новый порядок допускает не только сбор, хранение и использование данных, но и их передачу уполномоченным на осуществление контроля (надзора) органам госвласти. Изменения претерпит и перечень собираемых в целях контроля оплаты проезда данных – из него может исчезнуть упоминание о фотографии водителя за рулем ТС. Но останутся такие данные, как государственный регистрационный знак ТС, фотографии (видеоизображение) ТС, время и место пользования платной автомобильной дорогой.

В случае одобрения проекта постановления сохранится действующее правило о перемещении оператором на охраняемую стоянку ближайшего пункта взимания платы ТС, которое прекратило движение по платной автомобильной дороге из-за технической неисправности, в том числе в результате ДТП. Это требование продолжит действовать в случае, если неисправный автомобиль создает опасность для движения других машин. Плата за такое перемещение и за первые сутки его хранения на охраняемой стоянке взиматься не будет.

Права и обязанности оператора

Из перечня обязанностей оператора планируется исключить обязанности по:

  • обеспечению на каждом пункте взимания платы приема письменных претензий пользователей к качеству оказываемых оператором услуг;
  • своевременному размещению в пунктах взимания платы и на информационных табло информации об изменении платы за проезд;
  • извещению пользователей о порядке использования проездных талонов путем размещения на талоне краткой инструкции.

Но оператор по-прежнему должен будет организовывать дорожное движение и обеспечивать беспрепятственный проезд ТС пользователей по платной автомобильной дороге, исключающий образование дорожных заторов, своевременно устранять неисправности, препятствующие нормальному использованию платной дороги, в том числе обеспечить перемещение неисправного или попавшего в ДТП ТС на охраняемую стоянку ближайшего пункта взимания платы. Кроме того, он продолжит предоставлять пользователям информацию об аварийной или о чрезвычайной ситуации на платной дороге, неблагоприятных погодных условиях, повышающих опасность возникновения аварий, и других обстоятельствах, влияющих на безопасность дорожного движения по платной автомобильной дороге, в том числе с использованием информационного табло. Также в числе обязанностей останутся обеспечение соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик платной автомобильной дороги нормативным требованиям, обеспечение сохранности собираемых с помощью дорожных камер данных и сообщение пользователю по его письменному заявлению сведений, относящихся к договору и предоставляемым услугам.

Объем прав оператора по сравнению с действующим не изменится, но содержание некоторых будет скорректировано. В частности, сохранится право не открывать барьер (шлагбаум) и не пропускать через пункт взимания платы пользователей, не оплачивающих проезд или имеющих задолженность по оплате. Примечательно, что в новой редакции документа не будет имеющегося сейчас указания на ограничение проезда по платной дороге для тех, кто не имеет льгот и скидок, но вносит плату за проезд в размере, меньшем установленного. Но еще более интересное нововведение – это то, что допуск к платной дороге может быть закрыт для тех, кто имеет задолженность по оплате проезда на любых платных автомобильных дорогах. В настоящее время аналогичная норма прописана не в такой жесткой формулировке и предусматривает ограничения при наличии задолженности по оплате проезда перед оператором.

Остальные обязанности (предоставить пользователям возможность предварительной оплаты проезда, принимать решения о предоставлении права льготного проезда, сдавать в аренду или продавать пользователям технические средства автоматической электронной оплаты и осуществлять регистрацию пользователей и их ТС в системе учета оператора при продаже проездных талонов, технических средств автоматической электронной оплаты) не изменятся.

Права и обязанности пользователя

Права пользователя на получение необходимой информации и осуществление проезда по платной автомобильной дороге в соответствии с договором останутся неизменными, а вот обязанности будут дифференцированы в зависимости от того, какая система взимания платы установлена на платной дороге. Так, в случае проезда по платной автомобильной дороге, оборудованной системой взимания платы барьерного типа, пользователи будут обязаны проезжать пункт взимания платы только через пункты наличной оплаты, если ТС не имеет электронного средства регистрации проезда, осуществлять оплату проезда в пункте взимания платы путем внесения наличных денежных средств в кассу оператора или платежный терминал, либо путем использования платежных карт, либо путем предварительной оплаты проезда. При проезде через пункт наличной оплаты нужно будет совершить полную остановку ТС для оплаты проезда и только после открытия барьера (шлагбаума) – продолжить движение. Автомобиль при проезде через пункт взимания платы должен иметь государственные регистрационные знаки, а водитель – соблюдать установленные оператором порядок проезда, скоростной режим движения и дистанцию. Использовать электронное средство регистрации проезда разрешено только на ТС, зарегистрированном в системе учета оператора. В случае наличной оплаты проезда пользователь должен сохранять документ об оплате до момента выезда с платной дороги.

В свою очередь, при проезде по платной дороге, оборудованной системой взимания платы «свободный поток», пользователь должен будет своевременно и в полном объеме осуществлять оплату проезда в соответствии с категорией пользователя или ТС и использовать электронное средство регистрации проезда только на ТС, зарегистрированном в системе учета оператора.

При системе взимания платы барьерного типа пользователям нельзя будет блокировать проезд через пропускной пункт, самостоятельно убирать барьер (шлагбаум) для проезда через пропускной пункт, въезжать на платную автомобильную дорогу или выезжать с нее, минуя пункт взимания платы, проезжать через пункт взимания платы, не оплатив проезд, а также разрушать оборудование пунктов взимания платы или совершать иные действия, нарушающие установленный порядок проезда через пункт взимания платы и пользования платной автомобильной дорогой с целью отказа от платы, избежания платежа или оплаты платежей в меньшем, чем установленный, размере. Для пользователей платной дорогой с системой взимания платы «свободный поток» появится запрет въезжать на платную дорогу на ТС с нечитаемыми, грязными или умышленно скрытыми государственными регистрационными знаками.

***

Сравнительный анализ действующих и планируемых правил оказания услуг по организации проезда ТС по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог показывает, что новый документ не только приведет нормы НПА в соответствие с текущими положениями Закона № 257-ФЗ, но и за счет расширения способов и систем оплаты проезда сделает более удобным пользование платными дорогами. До 4 апреля проект будет проходить независимую антикоррупционную экспертизу. Публичное обсуждение документа завершится 16 апреля.

Пока новый акт не будет принят, следует помнить, что в отношении действующих Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог Правительство РФ воспользовалось своим правом на введение отсрочки применения к нему механизма «регуляторной гильотины». Акт включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 года по Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ. Следовательно, оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября текущего года (п. 7 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467).  

______________________________

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/1454074/#ixzz6rMmdeisX