​Пашне нужен уточненный закон

Актуально о государственном земельном надзоре
Не секрет, что проблема заброшенных, не обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения остается одной из самых актуальных при наведении порядка в этой сфере социально-экономической жизни региона.   

При этом, с одной стороны, государство ужесточает меры по изъятию неиспользуемых участков. С другой, до 2018 года действует мораторий на проведение плановых проверок  в отношении малого предпринимательства. Кроме того, применение определенного законом риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) также ограничивает возможности надзорных органов (напомним, в отношении сельхозземель  Управление Росреестра действует совместно с Управлением Россельхознадзора).

В то же время закон предусматривает применение такого инструмента государственного земельного надзора как проведение административных обследований земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверками не беспокоят, но выявляют те объекты земельных отношений, при использовании которых усматриваются признаки нарушений законодательства, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).   

По-прежнему актуальны ситуации, когда переход права на участки из сельхозземель оказывается способом ухода не только от административной ответственности, но и от обязанности использовать земельные участки по назначению.

Тем не менее назидательные примеры для нерадивых нарушителей в юридической практике есть. 

Так, Фурмановским городским судом Ивановской области были вынесены судебные решение об изъятии в отношении шести земельных участков, правообладателем которых является одно и то же лицо.

При этом, в ходе рассмотрения судом гражданских дел в отношении данных земельных участков, правообладателем в Управление были поданы документы об их отчуждении на основании договоров дарения.

По результатам проведения правовой экспертизы Управлением были приняты решения о возврате документов без рассмотрения в соответствии с пунктом 4 статьи 36.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основание — наличие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи, внесенной на основании заявления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Костромской и Ивановской областям. Данная запись — о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.

Сложнее обстоит дело с материалами, поступившими от органов местного самоуправления.  

По результатам их рассмотрения, в соответствии с действующим законодательством, ни Управление Росреестра, ни Управление Россельхознадзора не могут выдавать предписания,  так как выдача и контроль за исполнением предписаний в компетенции исключительно  органа, проводившего проверку. 

Но парадокс в том, что положениями Федерального закона № 101-ФЗ не предусмотрен порядок изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, если нарушение выявлено в рамках муниципального земельного контроля.

Поэтому назрела необходимость внести изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе по результатам проведенного муниципального земельного контроля.   

Управление Росреестра по Ивановской области