Прокуратура области разъясняет положения закононадательства о контрольно-надзорных мероприятиях без взаимодействия с субъектами предпринимательства.

С 2017 г. на территории Российской Федерации активно реализуется реформа контрольно-надзорной деятельности органов государственности и местного самоуправления, в рамках которой в действие вводятся новые механизмы работы «контролеров» с субъектами предпринимательской деятельности, позволяющие снизить административную нагрузку на бизнес.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен положениями, регулирующими проведение контрольно-надзорных мероприятий, которые проводятся без участия субъектов предпринимательской деятельности:

1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;

2) административные обследования объектов земельных отношений;

3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга;

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;

6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По результатам проведенных мероприятий, если должностное лицо органа контроля выявило нарушение обязательных требований со стороны предпринимателя, составляется мотивированное представление для решения вопроса о проведении внеплановой проверки организации либо направляется предостережение с целью пресечения нарушений.

Данный механизм взаимодействия «контролеров» с организациями и индивидуальными предпринимателями позволяет еще до организации проведения проверки оценить характер допускаемых нарушений, а также выбрать наиболее оптимальный способ их устранения.