Создание особых правовых условий для мирного урегулирования споров в современном российском праве находится на стадии глобальных реформ. Внедрение процедуры медиации не только в сферу осуществления правосудия, но и в повседневную жизнь любого человека, должно способствовать обеспечению надёжных гарантий гражданам в сфере защиты их прав, а также оптимизации судебной нагрузки, позволяющей повысить качество правосудия.
Медиация — процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения.
Порядок и особенности проведения процедуры медиации регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Медиативное соглашение — это соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме, которое содержит сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
Основными преимуществами, которыми обладает медиация являются: эффективность (договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения); экономичность (затраты на медиацию намного ниже, чем судебные издержки, экономия времени); конфиденциальность (примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации); сохранение деловых связей (очень важно в предпринимательской деятельности сохранить партнерские отношения в будущем); ориентация на интересы сторон (использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон); самостоятельный выбор посредника – медиатора (при использовании примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения).
Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов. В соответствии с
положениями закона деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут осуществлять лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Требования к лицам более существенные, а именно деятельность медиатора на профессиональной основе могут осуществлять лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут также судьи, пребывающие в отставке.
В Ивановской области действуют несколько некоммерческих организаций, членами которых являются лица, осуществляющие деятельность профессиональных медиаторов, а также Советом судей Ивановской области утвержден список судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе.
Кроме того, в настоящее время медиация и практика восстановительного правосудия, как одни из наиболее эффективных подходов для обеспечения благополучного и защищенного детства, внедряется в работу организаций, участвующих в воспитании детей. В целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в Российской Федерации утверждена Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации. Концепция направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, реагирования на правонарушения, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Управление Минюста России по Ивановской области