Цифровая трансформация реального сектора экономики и системы госуправления: доступные варианты финансирования проектов

Цифровая трансформация реального сектора экономики и системы госуправления: доступные варианты финансирования проектовЦифровая трансформация определена в качестве одной из национальных целей развития России до 2030 года. Среди показателей, которые будут свидетельствовать о ее достижении в обозначенные сроки, – «цифровая зрелость» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также государственного управления, обеспечение оказания 95% массовых социально значимых услуг в электронном виде, увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года (подп. «д» п. 2 Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474; далее – Указ № 474). Обширный перечень мероприятий, направленных на обеспечение цифровой трансформации системы госуправления (как непосредственно органов власти и местного самоуправления, так и государственных и муниципальных услуг и сервисов), госкорпораций и компаний с государственным участием, приоритетных отраслей экономики и социальной сферы преимущественно на основе отечественных разработок, реализовать которые предполагается до конца 2024 года, предусмотрен, напомним, и национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации«. Данная программа, как и остальные национальные проекты, утвержденные в 2018 году, вероятно, будет скорректирована – до 30 октября текущего года Правительству РФ предстоит разработать единый план по достижению национальных целей развития страны на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (подп. «г» п. 3 Указа № 474). 

Как ранее писал портал ГАРАНТ.РУ, данные исследований готовности отраслей к глобальной цифровизации показывают, что наиболее подготовлена к цифровой трансформации промышленность. При этом реализовать соответствующие крупные системные проекты на предприятиях без господдержки, по мнению экспертов, практически невозможно. Цифровизация системы госуправления тоже, разумеется, осуществляется не без государственного участия, и в этой сфере используются различные модели взаимодействия государства и бизнеса: от «классического» госзаказа до различных форматов государственно-частного партнерства. В текущих условиях, когда в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и государство, и бизнес вынуждены корректировать расходные статьи своих бюджетов, успешно реализуемые на практике варианты привлечения финансирования для внедрения проектов, основанных на использовании новейшей IT-инфраструктуры, приобретают особую ценность. Рассмотрим некоторые из таких, доступных даже в условиях бюджетных ограничений, способов.

 

Гранты и субсидии для предприятий

В целях реализации закрепленной в федеральном проекте «Цифровые технологии» (один из шести федеральных проектов, утвержденных в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации») задачи по созданию преимущественно на основе отечественных разработок так называемых сквозных цифровых технологий, к которым относятся в том числе новые производственные технологии, интернет вещей, искусственный интеллект, мобильные сети связи пятого поколения, технологии распределенных реестров, виртуальной и дополненной реальностей, робототехника, квантовые коммуникации и вычисления, в прошлом году была запущена программа субсидирования проектов по внедрению в организациях сервисов, созданных на базе таких технологий. За первый год, по данным Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ), который является оператором данной программы: он получает субсидию из федерального бюджета и за счет этих средств предоставляет российским организациям, за исключением государственных и муниципальных учреждений, гранты на реализацию проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений со сквозными технологиями в основе, – было поддержано 13 соответствующих проектов.

В этом году правила предоставления таких субсидий (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2019 г. № 550; далее – Правила) были довольно существенно скорректированы, в том числе с учетом необходимости разработки решений, востребованных в условиях пандемии. Уточнено, в частности, что в рамках данной программы могут быть поддержаны среди прочих проекты, направленные на обеспечение социального дистанцирования, повышение эффективности удаленных форматов работы, обучения и организации досуга, развитие телемедицины, создание сервисов для оказания онлайн-услуг и т. п. (соответствующий п. 1.1 Правил начал действовать с 10 июля текущего года).

Внесенные в Правила поправки позволяют расширить круг потенциальных получателей грантов. Во-первых, существенно снижен минимальный уровень софинансирования проекта со стороны самой компании: с 50 до 20% от общего объема расходов на его реализацию. Во-вторых, средства теперь можно получить не только в качестве финансирования будущих расходов, но и на возмещение уже понесенных затрат – при условии, что средства потрачены в том же финансовом году, в котором принято решение о предоставлении гранта, и его получатель может документально подтвердить раздельный учет затрат на реализацию проектов (п. 7 Правил). Уменьшен, правда, максимальный размер каждого гранта: в прошлом году он определялся Минкомсвязью России и составлял 1 млрд руб. (п. 2 Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 8 октября 2019 г. № 576), а теперь установлен непосредственно Правилами и не может превышать 300 млн руб. При этом минимальный размер гранта равняется 20 млн руб. (п. 8 Правил), то есть предполагаемые расходы на реализацию проекта должны быть не менее 25 млн руб.

Более удобным стал порядок подачи заявок: четко установленных временных рамок для их направления нет – прием заявок завершится после того, как сумма грантов по одобренным заявкам достигнет пределов объема бюджетного финансирования, предусмотренного для предоставления таких субсидий в соответствующем году, сообщил советник генерального директора РФРИТ Михаил Азовцев в ходе онлайн-эфира «Цифровые технологии для развития регионов», организованного газетой «Ведомости». По его словам, соответствующий конкурсный отбор в этом году стартует предположительно в сентябре – в настоящее время вся необходимая конкурсная документация проходит согласование с Минкомсвязью России.

Несмотря на ряд ограничений, в частности по предельным значениям суммы гранта и срокам реализации проектов – она должна занимать не более трех лет, данная программа действительно может стать драйвером внедрения на предприятиях новейших цифровых технологий с минимальным расходом собственных средств, поскольку позволяет покрывать до 80% затрат средствами гранта. Директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александр Зорин призывает руководителей регионов обратить особое внимание на данный механизм поддержки, поскольку он может помочь провести цифровую трансформацию конкретных, в том числе системообразующих, предприятий.

Начиная с прошлого года реализуется также программа предоставления российским организациям субсидий в целях возмещения части затрат на разработку программных продуктов и цифровых платформ для создания или развития производства высокотехнологичной промышленной продукции (на основании Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 529). Она позволяет прошедшим конкурсный отбор предприятиям получить компенсацию до 50% расходов, понесенных при реализации таких комплексных проектов, включающих в себя, в частности, затраты на оплату труда разработчиков программ и платформенных решений, оснащение и обслуживание создаваемых или модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест, приобретение лицензий на программное обеспечение. Соответствующий конкурс должен проводиться Минпромторгом России не реже чем раз в год. В прошлом году, как отметил директор Департамента цифровых технологий министерства Владимир Дождёв, прошли два таких конкурсных отбора, в этом году пока ни одного, но объявить соответствующий конкурс планируется в ближайшее время.

МНЕНИЕ

Владимир Дождёв«И промышленность в целом, и отдельные отрасли уже ощутили экономические последствия пандемии. Мы видим существенное уменьшение IT-бюджетов компаний, пересмотр долгосрочных инвестиционных программ, программ научных исследований и разработок. Если говорить о трендах, то можно четко обозначить уход от долгосрочных программ в сторону внедрения типовых – так называемых коробочных – тиражных решений, не требующих больших временных затрат. Также внимание смещается в сторону решений, связанных с удаленным мониторингом работы оборудования, удаленным управлением процессами как на цеховом уровне, так и на уровне всего предприятия, с организацией удаленной работы административного и инженерного персонала. Такое акцентирование на этих решениях: в сфере интернета вещей и мониторинга – мы выявили, создав на площадке нашей государственной информационной системы промышленности отдельный сервис, «витрину» таких технологических решений. На пике пандемии мы видели огромный интерес предприятий к этой линейке продуктов, несколько сотен компаний смогли ими воспользоваться, надеемся, что такое внимание останется и в будущем, потому что многие из этих продуктов позволяют системно решать задачи, связанные с удаленным мониторингом, управлением, анализом и накоплением данных.Владимир Дождёв, директор Департамента цифровых технологий Минпромторга России:

И хотя масштабные программы внедрения, например, систем управления жизненным циклом предприятия, промышленной продукции, инвестиционные программы, связанные с развитием инфраструктуры, несколько отошли на второй план, интерес к ним вернется – уже сейчас IT-отрасль, те компании – интеграторы и разработчики, которые работают с промышленностью, видят возобновление спроса, поэтому не стоит забывать о существующих мерах поддержки. У нас в арсенале по-прежнему инструментарий льготных займов, предоставляемых предприятиям для внедрения цифровых решений Фондом развития промышленности [подробная информация об этой программе софинансирования размещена на официальном сайте фонда (rprf.ru/zaymy/tsifrovizatsiya-promyshlennosti). – ГАРАНТ.РУ]. За счет этого инструмента уже более 10 компаний за последний год смогли получить финансовое плечо для реализации своих IT-проектов, и мы планируем расширять эту меру поддержки».


До конца текущего года Минпромторг России намерен завершить оценку уровня внедрения цифровых решений на предприятиях, на основании результатов которой будут приниматься решения о совершенствовании существующих мер господдержки данного направления и разработке новых.

 

ГЧП при реализации цифровых проектов в сфере госуправления

Несмотря на то что уже более двух лет ПО, технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий и центры обработки данных могут являться объектами соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений (соответствующие п. 19-20 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗп. 21-22 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (далее – Закон № 224-ФЗ, Закон № 115-ФЗ) вступили в силу 29 июня 2018 года), популярностью такие соглашения пока не пользуются. На практике концессионные соглашения и соглашения о ГЧП по-прежнему заключаются в основном в целях реализации проектов в отношении традиционной инфраструктуры, предполагающих ее модернизацию за счет использования в том числе информационных технологий. Именно таким способом была запущена, например, система «Платон», в регионах в рамках реализации программ по их цифровой трансформации внедряются системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, управления парковочным пространством, запускаются в эксплуатацию так называемые умные остановки, светофоры и системы освещения населенных пунктов, автоматизированные системы учета потребления ресурсов1.

При этом стоит обратить снимание на то, что некоторые инфраструктурные проекты предполагают монетизацию внедряемых продуктов не за счет платы концедента (то есть бюджетных средств), а за счет доходов от внешних источников. Например, в рамках реализуемого на основе концессионного соглашения проекта по установке умных остановок в Нижнем Новгороде таким источником становится реклама. «Рекламные щиты убираются, вместо них внутри остановки ставится красивая диодная панель. Реклама становится таргетированной: мы получаем изображение с видеокамер и понимаем, какой возрастной контингент находится сейчас возле остановки, поэтому стоит дороже. Таким образом реклама позволяет больше инвестировать в реализацию подобных проектов», – пояснил директор офиса интеграционных решений корпоративного центра ПАО «Ростелеком» Павел Шиляев. Подобные проекты, надо полагать, могут стать довольно востребованными, так как позволяют минимизировать, с одной стороны, бюджетные затраты на реализацию фактически государственных или муниципальных задач, а с другой – коммерческие риски инвесторов.

Соглашений, где объектом является непосредственно IT-инфраструктура, как отметил исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко, подписано на данный момент всего два. Первое – заключенное в прошлом году Минпромторгом России и Центром развития перспективных технологий соглашение о ГЧП для создания системы цифровой маркировки и прослеживания оборота товаров (за счет частного капитала, общий объем инвестиционных обязательств частного партнера – более 220 млрд руб.). Второе – подписанное в июне текущего года концессионное соглашение в отношении создания базы данных и программного обеспечения для хранения, поиска и обработки информации о выявленных объектах недвижимости и земельных участках, отсутствующих (не принятых к учету) в налоговых органах, либо принятых на учет в налоговых органах, но подлежащих уточнению в результате изменения их характеристик, находящихся на территории Красногорска Московской области (объем выделяемых на ее создание частных средств – 14,26 млн руб., возврат инвестиций частного партнера – АО «Концерн «Автоматика» – предполагается за счет фиксированных платежей из бюджета публичного партнера – городского округа Красногорск)2.

Такая низкая востребованность ГЧП при разработке и реализации именно IT-проектов обусловлена, по мнению Максима Ткаченко, целым рядом факторов. В первую очередь тем, что у многих органов власти отсутствует опыт работы по моделям ГЧП, в связи с чем они в принципе не рассматривают этот формат в качестве применимого для создания информационных систем, центров обработки данных и т. д. Поэтому Национальный Центр ГЧП предлагает запустить полноценный акселератор ГЧП-проектов в IT-сфере (например, на базе платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА»). Второй момент – отсутствие в федеральных программах отдельных механизмов софинансирования таких проектов в регионах. «Надо понимать, что многие проекты не монетизируемы напрямую, либо выручка по ним покрывает 30-40% необходимых расходов, поэтому важно, чтобы бюджетное плечо давала публичная сторона – регион, а ему, как правило, в этой части нужна федеральная поддержка. Как только межбюджетные трансферты на эти цели появятся, инициатив станет больше», – уверен исполнительный директор центра. Также для более активного развития ГЧП в сфере IT предлагается устранить содержащиеся в нормативных актах положения, препятствующие применению таких механизмов на муниципальном уровне и в случае привлечения иностранных инвесторов – сейчас, например, прямо установлено, что по общему правилу частным партнером или концессионером не может быть даже российская организация с иностранным участием, которое предполагает, что иностранные граждане, юридические лица или органы могут определять решения этой организации (ч. 10 ст. 5 Закона № 224-ФЗч. 1.6 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Кроме того, существенно ограничивающим популяризацию ГЧП в IT-сфере фактором является отсутствие определенности в вопросах монетизации так называемых государственных данных – информации, содержащейся в существующих и создаваемых государственных информационных системах. «Взаимодействуя с Минкомсвязью России и получая обращения от региональных органов власти, мы видим потенциал проектов, которые так или иначе подразумевают использование данных, содержащихся в ГИС: получение государством платы за предоставление возможности использования таких данных и окупаемость для инвестора инвестиций, вкладываемых в развитие таких систем, за счет предоставления услуг, основанных на используемых данных», – отметила руководитель Центра развития инвестиций и государственно-частного партнерства в цифровой экономике ФГБУ НИИ «Восход» Надежда Кострюкова. Однако режим оборота данных ГИС в случае, когда их операторами на основании соглашений о ГЧП или концессионных соглашений являются частные организации, на сегодняшний день не определен. Вероятно, решить эту проблему можно в рамках внесенного в Госдуму законопроекта № 946012-7, предусмотрев в нем не только необходимость определения в концессионном соглашении или соглашении о ГЧП, заключенном для создания, эксплуатации и модернизации ГИС, обладателя содержащейся в данной информационной системе информации и обязанность концессионера или частного партнера, являющегося обладателем такой информации, обеспечивать недискриминационный доступ к ней заинтересованных лиц (именно это предполагает текущая редакция законопроекта), но и порядок обработки соответствующих данных и их использования, в том числе на коммерческой основе.

 

***

Как видно, источники финансирования цифровой трансформации разных сфер деятельности в целом и конкретных органов и организаций в частности довольно разнообразны. Тем не менее нельзя не отметить, что и предоставление грантов или субсидий на конкурсной основе, и реализация проектов на основе соглашений о ГЧП или концессионных соглашений – не самые удобные форматы взаимодействия государства и бизнеса в случае, когда внедрить конкретные IT-решения нужно в кратчайшие сроки, например в связи с особой эпидемиологической обстановкой. Поэтому еще более важным становится развитие и использование инсорсинговых ресурсов – органы власти, госучреждения и промышленные предприятия, имеющие современную IT-инфраструктуру, смогли в условиях введения режима повышенной готовности и ограничительных мер довольно оперативно и с минимальными затратами перевести существенный пласт рабочих процессов в дистанционный режим.

______________________________

Мария Шувалова