Для кого ввели «лесную амнистию»?

Скажем сразу: Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («закон о лесной амнистии», далее — Закон) никого не амнистирует.
Его цель — защитить интересы как граждан и юридических лиц (собственников земельных участков), так и государства (собственника земель лесного фонда).
Эти интересы оказались под угрозой из-за того, что, как говорится, так исторически сложилось. Сегодня один и тот же земельный участок согласно Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) может относиться к сельхозземлям, выделенным, например, под садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ), а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) — к лесному фонду.
На сегодняшний день по стране более 377 тысяч земельных участков имеют подтвержденные пересечения с землями лесного фонда.
При этом насчитывается до 2 миллионов так называемых «скрытых» пересечений, которые могут быть выявлены только при обращении правообладателей с заявлением об уточнении границ своих земельных участков, т.е. при внесении в ЕГРН сведений о границах таких земельных участков. Парадоксальное свидетельство несовершенства ранее проведенного учета лесных угодий: в отдельных субъектах Российской Федерации площадь учтенного в кадастре леса больше площади региона.
Такое положение приводит к нарушению имущественных прав добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекались с границами лесных участков.
В этом плане Закон принципиально «на стороне» ЕГРН, сведения которого признаются приоритетными и достоверными, что и является основой защиты права собственности граждан.
Конкретно, приоритет сведений из ЕГРН, а также правоустанавливающих документов позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами, а также сохранить построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми люди ухаживали много лет. До вступления в силу Закона они могли быть изъяты по формальным основаниям. Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с ее нахождением в лесном фонде, в своем определении от 21 сентября 2017 года обосновал, что главное в таких ситуациях — это права законных правообладателей земельных участков.
В то же время защищены от незаконной передачи в частную собственность земли лесного фонда (собственность Российской Федерации.) Законом установлены ранее не предусмотренные законодательством принципиально новые положения, обеспечивающие защиту лесов. В итоге исключается возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений и упорядочиваются отношения между собственниками земельных участков.
В результате применения Закона в целом по России на 1 мая 2018 года в ЕГРН исправлены сведения в отношении порядка 10 тысяч участков. Из них в отношении 2300 участков — по заявлению правообладателей, 7700 — по решению Росреестра.
Также предварительные итоги применения Закона показали, что не подтвердились опасения о том, будто он спровоцирует массовое расхищение леса и узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.

По материалам Управления Росреестра по Ивановской области