Имущественные налоги в вопросах и ответах

Вопрос: Как исчисляется налог на имущество физических лиц за жилые дома площадью 43,2 кв. м и 65 кв. м?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 403 гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади этого жилого дома.
Ввиду того, что площадь одного жилого дома менее 50 кв. м (43,2 кв. м), налог на данный объект имущественной собственности не начисляется.
В отношении другого объекта площадью 65 кв. м, сумма налога на имущество физических лиц рассчитывается исходя из кадастровой стоимости 15 кв. м (кадастровая стоимость общей площади этого жилого дом 65 кв. м уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 кв. м), умноженной на ставку налога, предусмотренную для данных объектов недвижимости.

Вопрос: Каким образом исчисляется транспортный налог физическим лицам, изменившим место жительства?

Ответ: В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 1 статьи 358 Кодекса установлено, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
До 24.08.2013 в редакции статьи 83 Кодекса местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств) для целей налогообложения признавалось место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества.
Изменения в определение места нахождения имущества (пункт 5 статьи 83 Кодекса) для целей налогообложения были внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В связи с указанной редакцией местом нахождения для транспортных средств (за исключением водных транспортных средств, кроме маломерных судов) признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство. Указанная редакция Кодекса вступила в силу 24.08.2013.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (статья 363 Кодекса).
Таким образом, в случае если владелец наземного транспортного средства в период с 24.08.2013 изменял свое место жительства, то исчисление транспортного налога физическому лицу происходит налоговыми органами и по ставкам субъектов Российской Федерации, соответствующим месту жительства (месту пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, в течение налогового периода, за который производится расчет транспортного налога.
Исчисление транспортного налога физическому лицу — владельцу наземного транспортного средства, изменившему место жительства до 24.08.2013, должно осуществляться в налоговом органе и по ставкам субъекта Российской Федерации, соответствующим месту регистрации транспортного средства на дату его регистрации.

Вопрос: Как уплачивать транспортный налог в случае продажи или угона транспортного средства?

Ответ: Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) уведомление об уплате налога получают все лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
При этом сумма транспортного налога, которую уплачивают физические лица, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 Кодекса).
Причины направления уведомления могут быть различны: по ошибке; из-за отсутствия в налоговом органе информации об изменении регистрационных данных о собственнике транспортного средства и др.
Если уведомление направлено ошибочно, налоговый орган произведет перерасчет налоговых обязательств.
Изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности осуществляется на основании заявления нового собственника автомобиля, который должен обратиться в ГИБДД за изменением регистрационных данных в течение 10 дней после приобретения автомобиля (п. 3 ч. 3 ст. 8 Закона N 283-ФЗ; п. 127 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950).
Если были изменены регистрационные данные о собственнике автомобиля, то подразделение ГИБДД в течение 10 рабочих дней со дня изменения данных обязано было направить в налоговый орган сведения об этом (п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 85 Кодекса).
При отсутствии подтверждения регистрации автомобиля за новым собственником, прежний собственник может подать заявление о прекращении регистрации транспортного средства. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие сделку. При этом государственные регистрационные знаки и регистрационный документ будут признаны недействительными по истечении 10 дней с даты отчуждения автомобиля (ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона N 283-ФЗ, пп. 131, 133 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950).
На основании данных, полученных от подразделения ГИБДД, налоговый орган прекратит исчислять налог. Если регистрация транспортного средства прекращена после 15-го числа соответствующего месяца, то взимание транспортного налога прекращается только со следующего месяца (п. 3 ст. 362 Кодекса).
Автомобили, находящиеся в розыске, а также розыск которых прекращен, с месяца начала розыска до месяца возврата лицам, на которых они зарегистрированы, транспортным налогом не облагаются.
Налог не начисляется и в случае, если розыск окончен, а транспортное средство так и не найдено. При этом факты угона (кражи) автомобиля, возврата его налогоплательщику должны быть подтверждены документами уполномоченных органов (пп. 7 п. 2 ст. 358 Кодекса).
В случае угона автомобиля собственнику транспортного средства следует написать заявление в соответствующий орган внутренних дел, на основании которого будет вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона и выдана справка об угоне (ст. ст. 141, 145 УПК РФ).
Подтверждающие угон документы (в частности, справку об угоне (краже) автомобиля, справку или постановление о возбуждении уголовного дела), а также заявление о перерасчете транспортного налога необходимо подать в налоговый орган, направивший уведомление об уплате налога. В том числе, можно направить документы через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган на основании заявления налогоплательщика может самостоятельно направить запрос в ГИБДД о наличии сведений о розыске автомобиля. Если согласно документам автомобиль угнан (украден) после 15-го числа соответствующего месяца, то взимание транспортного налога прекращается со следующего месяца. Если автомобиль угнан (украден) до 15-го числа, то этот месяц не учитывается при исчислении транспортного налога (п. 3 ст. 362 Кодекса).

Вопрос: Возможно ли повторное предоставление имущественного налогового вычета при приобретении жилья?

Ответ: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), облагаемой по ставке 13 процентов, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных им расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
При этом, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, не превышающем в общей сложности 2000000 руб. (пп. 1 п. 3 ст. 220 Кодекса).
В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной пп. 1 п. 3 ст. 220 Кодекса, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ положения ст. 220 Кодекса в редакции данного Федерального закона применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу Федерального закона, то есть с 1 января 2014 г. До этого имущественный вычет предоставлялся только по одному объекту.
Таким образом, если физическое лицо воспользовалось своим правом на получение имущественного вычета до 01.01.2014, несмотря на тот факт, что размер предоставленного вычета меньше предельного размера, воспользоваться получением остатка имущественного вычета повторно не представляется возможным.

Вопрос: Можно ли самостоятельно сформировать платежный документ?

Ответ: Для формирования платежного документа реализованы следующие сервисы, размещенные на сайте ФНС России: «Уплата налогов, страховых взносов», «Уплата госпошлины», «Уплата торгового сбора», «Уплата налогов за третьих лиц», «Заполнить платежное поручение».
Кроме того, физические лица могут сформировать платежный документ через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Указанные сервисы рассчитаны на любую категорию плательщиков и помогают подготовить платежные документы на уплату налогов, сборов и других платежей в электронном виде. Услуга максимально автоматизирована. Так, если пользователь не помнит КБК, то достаточно заполнить вид и наименование платежа, и значение кода появится автоматически.

Вопрос: Какие реквизиты платежа указываются в налоговом уведомлении?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.12.2018 N 546-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», начиная с 1 июня 2019 года совместно с налоговым уведомлением платежные документы для оплаты налогов не направляются.
В этой связи в налоговом уведомлении указываются следующие сведения, необходимые для перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации:
— УИН (уникальный идентификатор начисления);
— Сумма (сумма налога, подлежащая уплате);
— Статус (статус составителя платежа 13 — физическое лицо);
— БИК (банковский идентификационный код);
— ИНН/КПП получателя; — номер счета получателя;
— КБК (код бюджетной классификации);
— ОКТМО (общероссийский классификатор территорий муниципальных образований);
— Банк получателя;
— Получатель платежа;
— QR и штрих код (для электронной оплаты).

Вопрос: В каком порядке осуществляется возврат денежных средств, уплаченных в качестве единого налогового платежа?

Ответ: ЕНП….в соответствии с п. 7 ст. 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик имеет право на возврат средств, уплаченных им в качестве единого налогового платежа и не использованных для зачета в счет уплаты налогов, недоимки и задолженности (с 01.01.2020 по НДФЛ, отраженному в налоговом уведомлении, и имущественным налогам).
Иное лицо, уплатившее за налогоплательщика единый налоговый платеж, не имеет права на возврат этих средств из бюджета (п. 2 ст. 45.1 Кодекса).
Для возврата денежных средств налогоплательщику необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства (при отсутствии места жительства — в налоговый орган по месту пребывания, а при отсутствии и места жительства и места пребывания — в налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества) с заявлением о возврате утвержденной формы (приложение N 2 к Приказу ФНС России от 14.12.2018 N ММВ-7-8/804@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата суммы единого налогового платежа физического лица и формата представления заявления о возврате денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, в электронной форме»).
Решение о возврате (об отказе в возврате) принимается налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от налогоплательщика. О принятом решении налоговый орган должен сообщить налогоплательщику в течение 5 рабочих дней.
Общий срок возврата денежных средств, уплаченных в качестве единого налогового платежа, не должен превышать 1 месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления.

Вопрос: Какой порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки налоговой декларации (по форме 3-НДФЛ)?

Ответ: В соответствии со статьями 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации:
1) после окончания камеральной налоговой проверки (КНП) налоговой декларации (по форме 3-НДФЛ) налогоплательщика должностные лица налогового органа в случае установления факта совершения налогового правонарушения, обязаны в течение 10 дней составить акт налоговой проверки (Акт) и вручить его в течение пяти дней налогоплательщику или его представителю под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанными лицами. В случае уклонения от получения Акта (факт уклонения отражается в Акте) он направляется по почте заказным письмом по месту жительства налогоплательщика. В таком случае датой вручения Акта считается шестой день с момента отправки (день отправки заказного письма считается первым днем);
2) в течение одного месяца со дня получения Акта налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменные возражения по Акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к ним или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений;
3) после истечения месячного срока представления налогоплательщиком возражений по Акту руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней должен рассмотреть материалы КНП, письменные возражения налогоплательщика и вынести Решение:
— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанный 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц;
4) вручение налогоплательщику вынесенного в отношении него Решения или направление такового заказным письмом в его адрес производится в порядке, аналогичном вышеизложенному в отношении Акта.