Ответственность за нарушение права гражданина на обращение

Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан России на обращение лично, а также на направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Это право конкретизировано в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации». Там прямо закреплено, что гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Определены сроки рассмотрения обращений.

Этому праву соответствует обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

По общему правилу, срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 закона).

О результатах рассмотрения обращения гражданин уведомляется в установленном законом порядке.

Нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей (ст. 5.59 КоАП РФ).

Дела о таких правонарушениях возбуждаются прокурором, рассматриваются судьями.

В связи с этим о фактах нарушения порядка рассмотрения обращений должностными лицами следует сообщать в органы прокуратуры