Развитие инфраструктуры Ивановской области: жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, энергетика и тарифы

Стенограмма интернет-конференции на тему:
«Развитие инфраструктуры Ивановской области: жилищно-коммунальное
хозяйство, строительство, энергетика и тарифы».

Дата проведения: 16.06.2016
Место проведения: ООО «Гарант-Инфо»
Ведущая: Екатерина Одеркова
Участник: заместитель Председателя Правительства Ивановской области, руководитель Комплекса развития инфраструктуры Ивановской области Шарыпов Владимир Николаевич

Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости.
Разрешите представить участника нашей интернет-конференции — Шарыпова Владимира Николаевича, заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя Комплекса развития инфраструктуры Ивановской области. Прежде всего я хотела бы поблагодарить Вас за то, что нашли время прийти сегодня к нам. Мы начинаем нашу интернет-конференцию, тема которой «Развитие инфраструктуры Ивановской области: жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, энергетика и тарифы».

Ведущая: Вы руководите Комплексом развития инфраструктуры Ивановской области с июля 2015 года. Какие итоги можно подвести за этот период? Какие направления сейчас являются приоритетными в развитии?

Шарыпов В.Н.: Спасибо за вопрос. Хотелось бы в начале поблагодарить вас за возможность еще раз донести полезную информацию о деятельности регионального правительства до граждан Ивановской области. Есть поручение губернатора о том, что мы должны быть максимально открытыми и отвечать на все вопросы – удобные и неудобные. Формат интернет-конференции позволяет нам понять, какие вопросы волнуют граждан и при необходимости корректировать свою работу.
DSC07535Что касается вопроса, который прозвучал. Я считаю, что год — это не такой серьезный срок, за который можно ожидать каких-то системных изменений и значительных побед. Однако я считаю, что в деятельности комплекса произошли улучшения, которые коснулись ряда моментов. Конечно, улучшения связаны не только с теми руководителями, которые в настоящее время принимают решения, работа осуществлялась и в предыдущие периоды. Сейчас мы видим результат этой работы, в том числе тех людей, которые до этого возглавляли профильные органы исполнительной власти или комплекс развития инфраструктуры.
Пройду кратко по отраслям, расскажу о нововведениях и о том, какие положительные результаты есть. Конечно, проблем больше, чем решенных и закрытых вопросов. Однако говорить об успехах тоже нужно и, самое главное, что уже можно.
В 2015 году в строительной отрасли, например, реализованы мероприятия по модернизации системы дошкольного образования, введено 636 дополнительных мест в дошкольных учреждениях благодаря тому, что построено значительное количество детских садов. Сейчас ведется строительство двух крупных детских садов – в Иванове на ул. Генерала Хлебникова и в Кохме в мкр. Просторном. В ближайшее время, думаю, что уже в этом году мы поучаствуем в их открытии.
Также хотелось бы сказать, что уровень газификации вырос относительно 2014 года. В 2015 году он увеличился почти на 1% и сейчас составляет 76,5%. Введено в эксплуатацию 188 км газопроводов и газифицировано природным газом почти 4,5 тыс. домовладений. То есть серьезная работа идет по газификации.
Упрощена процедура выдачи разрешений на строительство. Предельное количество процедур, необходимых для его получения, в настоящее время составляет 7 процедур и 77,5 дней – это предельный срок по эталонным объектам. По этим показателям мы значительно опережаем установленные на федеральном уровне значения в 15 процедур и 130 дней. Здесь нам удалось застройщикам существенно помочь. Я думаю, что это повлияет на количество вводимого жилья и прочих объектов.
Также благодаря реализации государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем» и ФЦП «Жилище» в 2015 году 268 семей смогли улучшить свои жилищные условия.
Что касается энергетики и тарифного регулирования, это следующий серьезный блок. Серьезное достижение по результатам тарифной компании 2015 года в том, что масштабнее стало применяться долгосрочное тарифное регулирование, которое подразумевает возможность прогнозировать рост тарифа, как для потребителей, так и для ресурсоснабжающих организаций. Это нужно в первую очередь для того, чтобы привлекать частные инвестиции и грамотно планировать деятельность по оптимизации затрат для ресурсоснабжающей организации. Говоря о стоимости коммунальных услуг, отмечу что мы не выбрали лимит предельного роста тарифов. Предельный индекс роста тарифов для региона был установлен на уровне 4,3 с отклонением 2,2, то есть он мог бы быть до 6,5%. Нам же удалось сдержать рост тарифа для основного объема потребителей, с 1 июля 2016 года средний рост тарифов по региону составляет 4%.
Снижена стоимость и сроки технологического присоединения. Сейчас срок для размещения линейных объектов составляет всего 10 рабочих дней. Были внесены изменения в областной закон, разработан новый порядок. Почти в 4 раза сократили сроки подключения к сетям инфраструктуры по электроэнергии. В 2014 году был показатель 249 дней, сейчас — 64 дня. И, опять же, это максимальный срок, оформление может происходить и быстрее. За счет этого вводимые объекты будут быстрее подключаться к энергосистемам. Есть ряд проблем по теплоснабжению и водоснабжению, но они тоже решаемы и решаются. По водоснабжению приняты стандартизированные ставки, которые позволят сделать более прозрачным формирование платы за техприсоединение. Это также существенное достижение.
Считаю, что многое сделано в части реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов. Удалось увеличить количество подрядных организаций, сейчас мы подходим к завершению этапа 2015 года. Этап 2016 года тоже будет реализован в полном объеме именно в этом году без переноса на 2017, если не будет форс-мажоров. Серьезно увеличена собираемость с августа прошлого года, тогда она была менее 60% в среднем по региону, сейчас – 75%, а по многоквартирным домам, которые находятся на спецсчетах, уровень собираемости превысил 90%. Население видит, что программа реализуется, есть некоторые замечания, но ситуация исправляется и будем надеяться, что в дальнейшем этот вектор не изменится.
Что касается других системных проблем. Это и переселение из аварийного жилья, и программа капремонта, прохождение следующего отопительного сезона. Этот сезон прошел достаточно успешно. Были, конечно, аварийные ситуации, так называемые инциденты, перерывы теплоснабжения в городе Иваново, но сейчас мы добились совместно с администрацией от ресурсоснабжающих организаций того, чтобы они качественно проводили опрессовку. С нею связаны перерывы в горячем водоснабжении, но мы должны понимать, что лучше пережить отключение горячей воды летом, чем получить аварию на системе теплоснабжения в зимний период и сидеть без отопления.
Ввод жилья. Были выполнены показатели, которые нам рекомендовал Минстрой: было введено 260 тыс. кв.м жилья, то есть обеспечен рост в 3% относительно предыдущего периода 2014 года. Не знаю, удастся ли повторить такой рост в 2016 году, потому что спрос на жилье падает и, соответственно, пропорционально спросу будет снижаться и объем вводимого жилья по понятным причинам. Но будем надеяться, что программа кредитования через ипотеку позволит стимулировать спрос, так как строительство жилья – очень важная отрасль, которая тянет за собой много сопутствующих сфер, например, энергетика, поставка стройматериалов, занятость. Поэтому мы будем на нее обращать особое внимание так, чтобы объемы вводимого жилья не падали.

Ведущая: Какие важные правовые акты были приняты за этот период времени?
Шарыпов В.Н.: Тут я бы хотел сказать не только об актах Ивановской области, потому что они в свою очередь привязаны к федеральным нововведениям. В ответе на первый вопрос я коснулся тех направлений, которыми мы занимались. Естественно, всему этому сопутствует разработка нормативно-правовой базы. Если мы начнем со сферы ЖКХ, то основное здесь – лицензирование управляющих компаний. В настоящее время в основном уточняются порядки взаимодействия управляющей компании и контролирующих органов, правила оформления протоколов собственников жилья. Конечно, масштабная работа идет по изменению правовой базы Ивановской области, служба государственной жилищной инспекции работает в этом направлении достаточно успешно.
DSC07538Изменения коснулись нормативов потребления коммунальных услуг, которые будут введены с 1 января 2017 года. Изначально планировалось их введение с 1 июля текущего года, но мы увидели что в этом случае будет превышен индекс роста платы граждан, ограниченный 4%, поэтому было принято решение о переносе. Это позволит не допустить роста совокупной платы.
На неопределенный срок указом губернатора отложено введение социальной нормы, что тоже немаловажно, так как много копий было об эту тему сломано и на федеральном, и на региональном уровне. Принято решение о том, что пока социальная норма потребления энергии вводиться на территории региона не будет, чтобы не ухудшить условия жизни граждан, это было прямое решение губернатора.
Что касается строительства, я уже упоминал областной закон, который был принят: расширен перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Это не только линейные объекты, но и устройство пандусов, крылец, входных групп и объектов, которые являются малыми архитектурными формами. Чтобы было меньше бумажной волокиты, такие изменения в областной закон были приняты.
Дополнен перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках федеральной программы «Жилье для российской семьи». Мы очень серьезно расширили этот перечень. Практически каждый гражданин, проживающий в Ивановской области, теперь имеет возможность воспользоваться услугами застройщиков, которые в рамках этой программы строят жилье.
Цена квадратного метра снизилась практически на 12% по сравнению с показателями 2012 года. На федеральном уровне мы также ждем уточнений по законодательству о долевом строительстве. Это очень важно, ведь мы видим, как сейчас развиваются события вокруг группы компаний СУ-155 и понятно, что назрели изменения в этот закон. А с изменением федерального законодательства последуют и региональные корректировки.

Цена квадратного метра снизилась на 12% по сравнению с каким периодом?
Шарыпов В.Н.: По итогам 2015 года стоимость снизилась с 38 до 36 тыс. рублей к уровню 2012 года, то есть на 12% при установленном Минстроем плановом значении в 10,6%. Этот показатель у нас перевыполнен. Цены на вторичном рынке выросли с 44,4 до 44,9 тыс. рублей.

Ведущая: Какие шаги предпринимаются для информирования граждан и получения обратной связи?
Шарыпов В.Н.: Я думаю, что как раз к нашему комплексу вопросов по открытости не возникает. Мы с самого начала старались построить свою работу и с общественными организациями, и со средствами массовой информации, и с теми организациями, которые просто имеют вопросы и хотят их решать, с отраслевыми объединениями и так далее. Для всех мы открыты, стараемся работать и через социальные сети. Максимально работаем по размещению пресс-релизов, чтобы все оперативно публиковалось. Конечно, участвуем во всех программах на радио и телевидении, куда приглашают. Тут оценивать результат нужно не нам, а людям, которые понимают или не понимают, что и для чего мы делаем.

Ведущая: До сих пор остаются не газифицированными крупные населенные пункты такие как Юрьевец. Какая работа ведется в этом направлении?
Шарыпов В.Н.: Да, газификация города Юрьевец – это действительно очень важный вопрос для Ивановской области. Кроме того, что это крупный населенный пункт, где граждане до сих пор не могут использовать природный газ, это еще и котельные, которые работают на мазуте и угле в Юрьевецком районе, что увеличивает стоимость тепловой энергии, снижает надежность эксплуатации, так как эти источники уже достаточно старые и нуждаются в модернизации.
DSC07544Что касается газификации непосредственно города Юрьевец, сейчас разработана проектная документация на газопровод-отвод от города Пучеж. В ближайшие 90 дней она должна пройти заключение Главгосэкспертизы. После этого Газпромом должно быть начато строительство данного отвода, которое закончится в 2017-18 году. То есть 2016 год – это проектирование, 2017 – начало строительства, 2018 – его завершение.
По региональной программе газификации запланировано параллельное строительство уличной распределительной сети и замена котельных, которые сейчас там присутствуют, на современные газовые блочно-модульные котельные. То есть это должно быть параллельно. Сейчас у нас по программе стоит в 2019 году полная газификация. Самое главное – провести этот большой газопровод при участии Газпрома. Мы будем надеяться, что они от своих планов не откажутся и постараемся все усилия приложить, чтобы этого не произошло. Пока оснований переживать по этому поводу нет.

Ведущая: Одним из направлений деятельности является привлечение инвестиций. В период экономического кризиса есть ли в этом вопросе движение?
Шарыпов В.Н.: Вопрос серьезный, если мы говорим о регулируемых организациях с изменениями в тарифном регулировании, которые сейчас применяются, и привлечении частных инвестиций в регулируемую сферу – производство тепловой энергии, воды и прочих ресурсов, цену на которые регулирует государство. В настоящее время перед комплексом и перед муниципалитетами стоит следующая задача: передача неэффективных ресурсоснабжающих организаций в концессии. Пять концессионных соглашений заключено, в настоящее время десять соглашений находятся на согласовании в областном департаменте энергетики и тарифов.
Концессионное соглашение подразумевает, конечно, не рост конечного тарифа, а наоборот, его сдерживание. Оно предусматривает, что концессионер, когда приходит, должен модернизировать имущество, которое берет в концессию для того, чтобы снижать издержки, так как тарифы у нас по стране достаточно высокие и есть куда оптимизировать затраты. Поэтому привлечение инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в основном заключается в развитии практики концессии. Есть, конечно, много непонятного по их реализации, но мы надеемся, что сейчас все эти проблемы решатся. По крайней мере, они все понятны и находятся на поверхности. Концессионные соглашения, конечно, должны заключаться только с условием погашения полной задолженности перед всеми контрагентами, такими как поставщики ресурсов. То есть нельзя, чтобы была реализована схема, по которой имущество от какого-нибудь МУПа, находящегося в банкротстве, передавалось бы новому владельцу, а на этом МУПе оставались бы долги за поставленное топливо, электроэнергию и так далее, потому что это была бы чисто мошенническая схема в масштабах региона. Этого надо избежать.
В ближайшее время шесть объектов также будут переданы в концессию. В основном это объекты, где по методике Минстроя получается, что реализуется неэффективное управление.
Это мы поговорили про коммунальную энергетику. Что касается большой энергетики, она регулируется на федеральном уровне. Там инвестиции, если мы говорим о Россетях, предусмотрены также их производственно-инвестиционной программой. Холдинг ПАО «Т Плюс» сам реализует инвестиционные программы по модернизации.
По сфере управления жилыми домами, если мы говорим о привлечении инвестиций, как раз сейчас мы видим активное появление новых управляющих компаний. Мы это приветствуем, так как это позволит улучшить качество предоставляемых услуг, создаст конкуренцию, все условия для этого есть. Не встречал я управляющих компаний, которые слова благодарности в адрес ГЖИ говорили бы, но мы сейчас создаем такие условия как раз для того, чтобы у граждан был выбор по управлению многоквартирными домами, чтобы люди могли выбрать наиболее качественную услугу. Это тоже определенные инвестиции и развитие нового бизнеса.
По строительству, мы уже касались этого вопроса, инвестиции связаны как с долевым строительством, так и со спросом. То есть мы видим, что у нас количество строящихся объектов не сокращается, застройщики получают новые разрешения. Будем надеяться, что цена квадратного метра будет снижаться на первичном рынке и в 2016 году значение по вводу жилья не упадет.

Ведущая: Есть ли шансы у дольщиков получить свое жилье? Считаете ли Вы, что нововведенное уголовное наказание для застройщиков поможет решить этот вопрос с будущем?
Шарыпов В.Н.: Что касается ДСК, особых проблем мы сейчас там не видим. Основной проблемой было то, что банк «Российский капитал», который является санатором группы компаний СУ-155, изначально включил только 2 дома в график достройки 2016 года. Мы расширили этот график, сейчас он включает все многоквартирные дома. Мы видим, что действительно не хватает финансирования Ивановской ДСК для того, чтобы максимально эффективно по каждому многоквартирному дому вести строительство. Сейчас мы с банком эти проблемы стараемся снять. Что касается самой площадки Ивановской ДСК, она запущена и работает, но не в полную мощность, к сожалению. Связано это с тем, что был год простоя на самой площадке. Ряд оборудования выходит из строя, опять же было произведено сокращение квалифицированных рабочих. Сейчас необходимо увеличение финансирования для того, чтобы опять восполнить кадровый состав. Ивановская ДСК еще не вышла на заявленное количество подъемов по каждому многоквартирному дому, как нам было обещано. Но мы уже сейчас видим, что завод работает, плиты поднимаются, дома достраиваются, поэтому каких-то серьезных опасений, что у нас графики будут сорваны, нет.
Со стороны Минстроя и со стороны банка «Российский капитал» мы видим серьезную поддержку Ивановской области. Мы стали таким уникальным регионом, который получил эту поддержку, хотя на самом деле не было объективных причин, так как нет свободного жилья, которое банк потом может реализовать и направить средства на погашение убытков. Надеемся, что все графики будут выдержаны и вопросы с финансированием и устранением недочетов в работе самого предприятия будут сняты.
Что касается ужесточения законодательства о долевом строительстве, эта тема давно назрела. На примере ГК СУ-155 мы всей страной увидели, насколько бывают беззащитны рядовые дольщики и какое количество людей пострадало. Проблема эта, безусловно, региональная, и новые требования законодателей, думаю, будут способствовать повышению уровня ответственности застройщика. Предусмотрена в том числе уголовная ответственность, более серьезная отчетность, которую застройщик должен будет предоставлять в надзорные органы и органы исполнительной власти. Это существенные изменения. Уже есть поручение президента сформировать страховой фонд специально для граждан, которые участвуют в долевом строительстве. Группа компаний СУ-155 она была федеральная, а вот если застройщик будет местный и строит он один-два дома, то в настоящих условиях пришлось бы рассчитывать на свои силы и организационные меры, которые может регион предпринять. Когда будет действовать такой фонд, безусловно, масса вопросов должна быть снята.

А кто будет наполнять этот фонд?
Шарыпов В.Н.: Предполагается, что сами застройщики, которые участвуют в долевом строительстве. Эта сумма войдет в стоимость квадратного метра. Но тут мы должны понимать, что стоимости есть куда снижаться и как раз задача регионального правительства создать условия, когда будет максимальная конкуренция среди застройщиков по предложению, в том числе по жилью эконом-класса, для того, чтобы конкуренция была не только по качеству, но еще и по цене. А создание фонда необходимо, иначе неустойчивое финансовое состояние того или иного застройщика будет всегда отражаться не на нем, а на тех гражданах, которые решили покупать жилье через долевое участие.

А разве не предполагалось, что СРО будут выполнять подобную функцию?
Шарыпов В.Н.: Предполагалось. Вопрос этот не относится к компетенции регионального правительства, но мы видим, что не весь спектр вопросов закрывают саморегулируемые организации. Есть ряд уловок, на которые идут особенно крупные компании: например, они могут внутри своей группы создать свое СРО, которое благополучно вместе с компанией отправится в банкротство и будет финансово несостоятельным.

Какие причины по вашему привели к банкротству группы компаний СУ-155?
Шарыпов В.Н.: Мы сами долго разбирались в ситуации. Мы видим, что компания вела активную работу по модернизации собственных производств и увеличению кредитных ресурсов. Было выведение или не было — не нам судить, но был построен крупный завод по производству лифтов в Серпухове и так далее. То есть инвестиции были значительные, а сами застройщики, которые входят в СУ-155, работали на пределе рентабельности. Ивановская ДСК предлагала самую низкую цену за квадратный метр, что сыграло с ними злую шутку из-за того, что не было нормальной рентабельности, которая должна быть у любого предприятия.

Ведущая: Во многих регионах России программа переселения граждан из аварийного жилого фонда сорвалась. Как обстоят дела в Ивановской области?
Шарыпов В.Н.: Говорить о том, что программа сорвалась, точно нельзя. У нас есть определенные проблемы по выполнению ряда этапов, это этап 2013-14 годов. Об этом я докладывал в рамках селектора, который проводил Фонд реформирования ЖКХ, Степашину – председателю наблюдательного совета и Цицину – руководителю Фонда реформирования ЖКХ. Сейчас планируем, что осенью эти объекты будут сданы. Проблемы были связаны с недостижением целевого показателя – всего 6 тыс.кв.м сейчас отделяет регион от полного выполнения программы по 2015 году. Есть регионы, где невыполнение программы переселения значительнее, мы не входим даже во вторую группу риска.
DSC07576Причины, которые привели к тому, что область не полностью выполнила программу этапа 2013-2014 неоднозначные, есть ряд и объективных и субъективных причин, об этом мы в фонд неоднократно докладывали. Будем надеяться, что сейчас нам позволят сократить штрафные санкции, которые фонд к нам может применить и еще не применил.
Последний год показал, что практически три дома по этапу 2013 года были сданы. Этап 2014 года был завершен достаточно успешно, не достроен только один, который должен был быть введен 1 июля 2016 года. Мы недавно ездили на этот объект, смотрели, там можно говорить только о сентябре. К подрядчикам все штрафные санкции будут применены, но по времени расторжение контракта займет гораздо больше, чем постараться достроить дом с тем подрядчиком, который есть. Конечно, и заказчики в лице муниципалитетов и региональное правительство, не довольны. Я думаю, что потом будет ряд судебных разбирательств в отношении тех же подрядчиков. Но главная задача – эти дома построить и переселить туда граждан.
В целом считаю, что программа у нас реализуется достаточно успешно. Но пока мы не достигли значения целевого показателя, говорить о том, что она у нас выполнена, не можем. На сайте фонда сейчас приведены данные относительно конца года по невыполнению целевого показателя, менять они их будут как раз по результатам проверки. Они хотят лично убедиться, что люди живут в тех домах, которые введены, процесс заселения идет, все инженерные коммуникации подключены.
Речь идет о домах в Савинском районе, Родниковском – там два дома, еще Каминское городское поселение кроме самих Родников. Кроме того, они поедут на те дома, которые сейчас являются отстающими по этапу 13-го года – это город Пучеж и город Приволжск, улица Фурманова. Мы постараемся быть максимально открытыми, потому что скрывать нам нечего и вся отчетность, которая в фонд направляется и муниципалитетами и департаментом ЖКХ, ничего не скрывает.

Ведущая: Будет ли продолжена установка двухтарифных счетчиков электроэнергии или государству выгоднее перейти на однотарифные?
Шарыпов В.Н.: Наверное, здесь стоит говорить о том, что выгоднее для потребителей электроэнергии. Где-то год назад мы давали пресс-конференцию по этому поводу, на которой подробно объясняли, что сейчас двухзонные тарифы будут расти опережающими темпами с коэффициентами 1,5-2. 1,5 – минимальный коэффициент, он приведен для того, чтобы люди, которые в свое время пользовались этим двухзонным тарифом, могли подольше на нем оставаться. Сейчас, конечно, снижается экономическая целесообразность использования двухзонного тарифа.
Мы приводили формулы на сайте департамента энергетики, как посмотреть, окупается или нет переход на двухзонный тариф. Если у кого-то основное потребление энергии происходит в ночные часы, то может быть и целесообразно, но для основного количества потребителей, наверное, переход нецелесообразен. Это позиция федеральная, в свое время был один вектор, который позволял стимулировать потребление электроэнергии в ночные часы, сейчас поняли, что выравнивание в масштабах страны по потреблению электроэнергии все равно не получается, а получается перекрестка, когда за счет однотарифного у нас идет понижающий коэффициент по двухзонному тарифу.

Ведущая: Как изменилась система управления теплоэнергетикой в Ивановской области? В целом, как Вы относитесь к реформе энергетики? Как это будет влиять на будущий отопительный сезон в том числе?
Шарыпов В.Н.: Реформу воспринимаю как данность, профессиональной деятельности я не осуществлял до нее и, соответственно, делать выводы, плохо это или хорошо, мне не представляется возможным. Что касается взаимодействия в рамках реформирования в энергетике отдельных структур, которые принадлежат как государству, так и находятся в частной собственности, полностью все отрегулировано, все понятно. Я думаю, что сейчас особых проблем с функционированием систем как коммунальной энергетики, так и большой не возникает. То есть всем все понятно и надежность энергосистемы как у нас, так и по стране в целом, серьезная и устойчивая.
Что касается управления теплоэнергетикой в Ивановской области. Что нового за последние несколько лет? Схемы теплоснабжения разработаны во всех муниципальных образованиях. Практически во всех муниципалитетах определены единые теплоснабжающие организации, основная функция которых заключается в том, что задачи ЕТО берут на себя именно производители тепловой энергии, которые выставляют конечные тарифы непосредственно населению, то есть собирают деньги. Тем самым в области ушли от значительного количества организаций, которые являлись по сути только финансовыми прокладками. Скоро и у нас в областном центре такое решение будет принято о наделении статусом единой теплоснабжающей организации одного из ресурсоснабжающих предприятий. И больше никаких нововведений, если мы не будем уходить в регулирование тарифов и привлечение инвестиций в управление в сфере теплоснабжения, вроде мы не видим.

Ведущая: Комплекс, которым Вы руководите, всегда считался самым проблемным с точки зрения благополучия. Всегда вокруг темы ЖКХ и тарифов сосредоточен максимум вопросов и претензий. Как Вам удается справляться с этим?
Шарыпов В.Н.: Я не уверен, что нам удается с этим справляться. Мы стараемся справляться, стараемся работать максимально открыто, качественно и мы, конечно, надеемся, что нашу работу заметно. Что касается самого комплекса, то в 2015 году он включал еще и дороги, и транспорт. И поэтому когда они ушли, ушло серьезное направление, которое съедало очень много рабочего времени. Это было правильное решение облегчить комплекс.

Ведущая: Вы снялись в клипе ивановской группы. Каковы творческие планы на будущее?
Шарыпов В.Н.: Если честно, отвечу скучно, никаких творческих планов, потому что работа заместителем председателя правительства ничего больше и не подразумевает в жизни человека. Нет ни творческих, ни личных планов, ни планов отпуска. Но предложения все рассмотрим и скорее всего согласимся. Несколько часов на исполнение творческих предложений я, надеюсь, найду.

Большое спасибо вам за подробные и исчерпывающие ответы.
От лица компании Гарант-Инфо я благодарю Вас за участие. Мы желаем Вам успехов в профессиональной деятельности и новых побед. Еще раз огромное спасибо!